Выступление: “О некоторых методологических вопросах разработки прогнозных сценариев развития российской экономики”

Видео


Выступление состоялось в рамках прошедшей 22-24 марта 2023 г. V-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию (22-24 марта, Россия, Московская область). Том 5

О некоторых методологических вопросах разработки прогнозных сценариев развития российской экономики

В контексте вариантного сценарного прогнозирования национальной экономики используются три типа прогнозов. Инерционные прогнозы призваны оценить возможные итоги развития национальной экономики в сценариях сохранения сложившихся в ретроспективе стереотипов поведения государства, бизнеса и домашних хозяйств населения. Если эти итоги интерпретируются как неприемлемые, это становится основанием для критического пересмотра процедур принятия экономических решений. Нормативные прогнозы направлены на формирование вариантов будущего, которые могут стать результатом более эффективной реализации целевых установок этих ключевых хозяйствующих субъектов. Они также позволяют определить основные направления трансформации механизмов функционирования экономики, обеспечивающие желательную траекторию ее развития в перспективе. Широкий спектр прогнозов ориентирован на оценку возможностей приближения к желательному образу будущего, которые в рамках принятого сценария эволюции рыночной конъюнктуры могут обеспечить разные варианты государственного регулирования экономики.

В российской практике, именно прогнозы по оценке последствий реализации тех или иных решений регулятора и, в меньшей степени, нормативные прогнозы вносят основной вклад в формирование содержательного контекста государственной экономической политики. Сценарии инерционного развития, как правило, рассматриваются как начальный этап процедуры прогнозирования, который не порождает существенных «конечных» его результатов.

В методологическом плане задача разработки «инерционного» сценария развития содержательно ничем не должна отличаться от задачи разработки любого другого сценария. Она состоит в построении развернутого обоснования и описания основных гипотез, характеризующих применительно к рассматриваемой перспективе процессы формирования рыночной конъюнктуры, варианта экономической политики и логику их взаимодействия в процессе предопределения ожидаемых итогов развития. Несмотря на это, можно констатировать, что в практике прикладных прогнозно-аналитических исследований широкое распространение получило представление о том, что реальное экономическое содержание «инерционного сценария» является интуитивно ясным. Вследствие этого, детальная характеристика свойственной ему логики экономического развития воспринимается как менее важная исследовательская задача, чем обоснование альтернативных сценариев, в рамках которых рассматривается реализация вариантов экономической политики, направленных на преодоление нежелательных последствий экономической инерции и достижение приоритетных целей. При таком подходе к построению инерционного прогноза его методическую основу может составить выявление трендов, характерных для предшествующего периода, и их экстраполяция на прогнозный период. Отсутствие установки на углубленное изучение особенностей феномена экономической инерции, на выявление конкретных факторов и механизмов, лежащих в ее основе, предопределяет высокие риски формирования внутренне противоречивого описания экономического развития в рамках инерционного сценария.

Любой прогнозный сценарий сводится к набору гипотез, раскрывающих принятые в его рамках представления об ожидаемой эволюции рыночной конъюнктуры, о приоритетах и инструментах политики регулятора, которые в существенной мере предопределяют возможности мобилизации потенциала факторов роста для решения актуальных проблем социально-экономического развития. При этом в силу объективной ограниченности этого потенциала, наряду с тем подмножеством проблем, решение которых становится приоритетным для регулятора, формируется и другое их подмножество – проблемы, которые не найдут адекватного отражения в содержании экономической политики и вследствие этого будут обостряться и порождать спектр негативных последствий для экономики и общества. В реальной действительности, обусловленные ими диспропорции, конфликты, социально-экономическое напряжение, вынужденные адаптационные реакции хозяйствующих субъектов по их демпфированию, не только снижают эффект усилий по решению приоритетных проблем, но и могут привести к форсированной трансформации сложившегося ранее механизма развития. Это относится не только к инерционному сценарию, но и к любым иным сценариям, описывающим логику формирования вероятных итогов реализации некоторого варианта экономической политики.

Ярким примером инерционных прогнозов, демонстрирующим эти аспекты их разработки и свойственную им практическую значимость, являются прогнозы формирования экологических и социально-экономических последствий глобальных климатических изменений в сценариях сохранения сложившегося в ретроспективе режима развития. Эти прогнозы раскрывают логику накопления критической массы экзистенциальных угроз, осмысление которых приводит к признанию необходимости кардинального пересмотра сложившихся стереотипов поведения всех хозяйствующих субъектов. Именно инерционный сценарий развития дает содержательные основания для проведения других типов прогнозно-аналитических исследований, направленных на разработку такой политики регулирования процессов социально-экономического развития, которая будет способствовать как рациональному сокращению техногенной нагрузки на природную среду, так и адаптации к тем изменениям, которых уже не удастся предотвратить.

Если рассуждать по аналогии, то предназначение инерционного прогноза в контексте разработки экономической политики (естественно на менее отдаленную перспективу, чем в рамках климатической повестки) состоит в исследовании особенностей сложившегося в ретроспективе механизма социально-экономического развития, логики его естественной эволюции в прогнозном периоде, в оценке пределов его «прочности», а, следовательно, и допустимых временных рамок реализации (момента необходимого перехода на иную модель развития).

В последние два года в результате резкого ухудшения геополитической ситуации и усиления внешнеэкономических ограничений для нашей страны возникли новые серьезные угрозы. Наряду с ними реализовались и те угрозы, которые ранее в той или иной мере были исследованы в контексте сценариев инерционного развития и определяли необходимость структурно-технологической трансформации российской экономики. Появление новых ограничений не может являться фактором роста, но может стимулировать вложения в создание новых элементом национальной экономики, призванных компенсировать дефицит предложения необходимых товаров и услуг с внешнего рынка. Иными словами, ограничения сначала создают препятствия экономическому росту, что может привести к конструктивному изменению государственной политики и логики принятия решений бизнесом, а, следовательно, к перераспределению финансовых и материальных ресурсов, что может сформировать новые точки роста. С этой точки зрения, получившая широкое распространение позитивная интерпретация санкций как фактора, увеличивающего потенциал экономического роста, не является парадоксом. Она основывается на оптимистической оценке эффектов преодоления инерции, эффектов отказа от сложившегося в ретроспективе модели развития, которая уже не адекватна резко изменившимся условиям. Тогда устойчивость этой модели, сохранение ключевых ее элементов за счет переориентации ее внешнеэкономического контура на дружественные и нейтральные страны, являясь фактором текущей стабилизации, снижает мотивированность субъектов экономики в отношении разработки и реализации решений по ее структурно-технологической модернизации.

При этом, по сравнению со сценарием развития «без внешних шоков» потенциал экономического роста в сценариях эффективной адаптации к санкциям может оказаться существенно меньшим. Это обусловлено неизбежным увеличением доли ресурсов более низкого качества, потерь вследствие развития производства в неоптимальных масштабах, некомпенсированного изъятия ресурсов из тех сфер экономики, которые в новой ситуации рассматриваются регулятором как «неприоритетные» и другими причинами. В связи с этим все разрабатываемые сценарные прогнозы должны оцениваться в системе координат, задаваемых не только отчетными значениями показателей исходной воспроизводственной ситуации базового года (или некоторого периода ретроспективы), но и их прогнозными значениями, соответствующих инерционному сценарию развития. В связи с этим растет актуальность использования инерционного прогноза как способа получения корректной точки отсчета, т.е. такого набора характеристик развития, относительно которых будут оцениваться положительные эффекты вариантов экономической политики в сценариях конструктивной адаптации.

Комментарии:

Ещё на сайте: