В статье рассматриваются институциональные траектории развития корпоративных структур в российском оборонно-промышленном комплексе, начавшихся с масштабной административной реформы 2004 г. и завершившейся к концу 2010-х годов формированием двухконтурной ведомственно-корпоративной структуры управления комплексом. Институты управления ОПК образуют два уровня, верхний уровень в лице профильных департаментов Минпромторга России межведомственных координационных органов исполняет функции по реализации общей государственной политики в сфере производства высокотехнологичной продукции, а координационно-операционный контур, образованный крупными холдинговыми компаниями и госкорпорациями, сочетает в себе слои взаимодействий как публичных акторов, производящих чистые или смешанные общественные блага, так и корпоративных акторов, для которых основной фактической целью является извлечение доходов и максимизация массы прибыли. Показано, что образовавшийся в результате институциональный феномен в виде гибридных структур для которых сочетание монопсонии в потреблении и вертикально интегрированной монополии в производстве, приводит к размыванию самой формы товарного производства продуктов и услуг и де-факто преобразованию всего производственного-сбытового комплекса ОПК в систему генерации специфических общественных благ, опосредованную через форму квазирыночных отношений, реально лишь затрудняющих реализацию и общественно значимых и корпоративных целевых функций таких структур.
Статья опубликована в журнале “Научные труды”, №2 2024