Презентация: “Почему не в ЛАДу региональные и отраслевые стратегии? (о целесообразности народнохозяйственного подхода)”

Темы выступления:

Стратегии регионального развития. Почему не работают сегодняшние региональные экономические стратегии? Как они используются? Могут ли они быть реализованы? Отсутствие согласованности стратегий. Отсутствие научной базы под стратегиями. Необходимость согласовывать модели при составлении экономических программ. Народнохозяйственный подход. Инструментарий расчета: межрайонная межотраслевая модель, модель формирования опорной транспортной сети России, модель согласования интересов регионов, предприятий и транспортных компаний. Возможность прикладных расчетов. Территориальная классификация, принятая в задаче народнохозяйственного уровня и основные межрегиональные связи. Новый широтный пояс экономического развития России и интересы компаний. Узкие места в развитии транспортной сети России. Какие конкретные участки транспортной сети будут самыми узкими для развития экономики России? Развитие транспортной сети Арктической зоны. Возможности использования модельного аппарата на примере проекта переброски сибирских рек в СССР. 

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
 

К вопросу о необходимости (полезности) народнохозяйственного подхода к прогнозированию развития регионов

В настоящее время практически все регионы и отрасли (корпорации – тем более) имеют стратегии своего развития. И если у корпораций еще как-то получается с их реализацией, то в отношении региональных и отраслевых стратегий такого сказать нельзя. Более того, учитывая отсутствие надежной теоретической базы для обоснования (в т. ч. и расчетов) этих стратегий, можно с большой долей вероятности прогнозировать их «полураспад». Чаще всего эти стратегии реализуются только «наполовину» – в той части, которая отвечает интересам корпораций, как наиболее заинтересованного инвестора, причем своих собственных средств.

В настоящее время общепризнанной является целесообразность народнохозяйственного подхода не только к анализу экономики страны, но и к стратегическому планированию. В качестве одного из полезных инструментариев таких расчетов считают межотраслевой баланс с добавлением сюда участия государства в процедурах экономического регулирования. Вероятно нет особой необходимости аргументировать преимущества данного подхода именно для оценки взаимосвязанности и народнохозяйственной значимости того или иного проекта, особенно в инфраструктурных отраслях, таких как транспорт и энергетика. Ниже остановимся более подробно на некоторых методических приемах построения такого рода модельных конструкций и показу результатов прикладных расчетов. Покажем пример работы взаимосвязанных задач на примере выявления узких мест в широтных железнодорожных магистралях, связывающих Европейскую и Азиатскую части России – Транссиба и БАМа.

Создание нового широтного пояса экономического развития, транспортной скрепой которого является Северо-Российская Евро-Азиатская железнодорожная Магистраль (СРЕАМ), реализует как геополитическую задачу России, так и имеет собственно хозяйственную направленность – сохранение единого экономического пространства страны, связанности многих регионов страны и обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики. Важно отметить, что многие из ресурсодобывающих компаний, имеющие интересы в районе будущей СРАЕМ, уже обозначили возможность своего участия в деле генерации грузов для перевозок железнодорожным транспортом, что отражено в перечне проектов по важнейшим отраслям.

Проект нового широтного хода по линии Ванино – Архангельск (Индига) затрагивает жизненно важные интересы четырех Федеральных округов – Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного, а также нескольких субъектов Федерации. Реализация данного проекта требует объединения усилий губернаторов соответствующих СФ и Полномочных представителей Президента в ФО.

Аналогичные исследования перспектив освоения Арктической зоны РФ и ее транспортной системы позволили подойти к решению проблем согласования развития СМП, его портов и выходом на них от южных регионов Сибири и Дальнего Востока.

Краткие выводы.

  1. Объекты и региональных, и отраслевых стратегий, претендующие на задействование ресурсов Федерального бюджета имеют существенно большие шансы быть реализованными в случае обоснования их согласованности со стратегиями других регионов и отраслей и, в то же время, обоснования целесообразности их создания с позиций всего народного хозяйства.
  2. Научные основы разработок стратегий регионального развития для условий России следует искать в теориях рынков периферийного типа. Полезно восстановить разработки недавнего прошлого по анализу народного хозяйства страны как целостной системы регионов и отраслей.

Комментарии:

Ещё на сайте: