Презентация: “Оценка системы функций потребительского спроса вида «ПАДС» для России”

Темы выступления:

Где применима система функций ПАДС. В чём её польза? Что это за функции? Откуда возникло название? Использование ПАДС группой «Inforum». Уравнения системы «ПАДС». Проблема коротких временных рядов. Проблема ограничения числа позиций. Сходимость системы уравнения. Насколько близки полученные оценки к фактическим данным? Эластичность физического объема потребления по доходу и по цене. Перекрестные ценовые эластичности. Как система функций используется в прогнозировании. Направление развития системы.

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
 

Оценка системы функций потребительского спроса вида «ПАДС» для России

В течение двух десятилетий, с 2000 г. по 2018 г., физический объем расходов российских домашних хозяйств на конечное потребление (ПДХ) почти непрерывно возрастал. Исключением стали 2009 г. (сокращение на 5.1% по сравнению с 2008 г.) и 2015-2016 гг. (падение на 11.1% по сравнению с 2014 г.). В результате по итогам 2018 г. ПДХ в реальном выражении оказалось в 2.7 раза выше уровня 2000 г.

Несмотря на значительный рост уровня реального потребления, доля расходов населения на продовольствие демонстрирует удивительную устойчивость – в течение многих лет она равна приблизительно 30% ПДХ. Это противоречит закономерности, наблюдаемой в большинстве стран мира: чем выше уровень жизни в стране, тем меньшую долю расходов население тратит на продовольствие. В случае России данная закономерность не наблюдается: доля расходов на продовольствие гораздо выше, чем в странах с сопоставимым ВВП на душу населения по ППС. Так, например, в Турции, Литве и Эстонии расходы на продовольствие немногим выше 20% ПДХ, а в других странах Восточной Европы – находятся в диапазоне 15-20% ПДХ. В некоторых странах Восточной Европы 20 лет назад расходы на продовольствие в % ПДХ были такими же, как сейчас в России, и даже выше, но вместе с ростом уровня жизни населения эта доля быстро сокращалась.

Устойчивость доли расходов на продовольствие к изменению уровня благосостояния в России не является исключением: для большей части других агрегированных групп товаров и услуг характерна такая же картина. При таких вводных напрашивается предположение о том, что для отдельных групп товаров и услуг наблюдался приблизительно одинаковый рост физического объема потребления. Однако анализ национальных счетов показывает, что рост реального потребления был крайне неравномерным, а сохранение стоимостной структуры потребления стало возможным ввиду одновременной неравномерности роста цен на различные товары и услуги.

Для объяснения особенностей и закономерностей ПДХ была сделана попытка оценить на российских данных систему функций потребительского спроса вида «ПАДС». «ПАДС» – это транслитерация акронима PADS («Perhaps Adequate Demand System» – «Возможно, адекватная система функций потребительского спроса»). Эта система была разработана проф. университета Мэриленда (США) Клоппером Алмоном. (в работах [1, 2] можно найти детальное описание системы и истории ее создания).

«ПАДС» представляет собой набор нелинейных регрессионных уравнений, зависимой переменной в которых выступает среднедушевой объем потребления какой-либо группы товаров и услуг в постоянных ценах, а объясняющими переменными – среднедушевые реальные денежные доходы и индексы цен на товары и услуги. Отличительная черта системы «ПАДС» – расчет на основе ценовых индексов коэффициентов, связывающих все анализируемые группы товаров и услуг между собой и, таким образом, моделирующих их взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Система «ПАДС» не только позволяет анализировать закономерности ПДХ, но также является инструментом его эндогенизации в рамках межотраслевых моделей экономики: она дает возможность строить сценарные прогнозы расходов домашних хозяйств в разрезе отдельных отраслей. Разумеется, «ПАДС» не единственная широко применяемая система функций потребительского спроса, но она обладает несколькими крайне важными свойствами. Прежде всего, «ПАДС» связывает потребление каждого отдельного продукта с ценами на все остальные продукты. Кроме того, математические свойства данной системы удовлетворяют требованиям, определяемым теорией потребительского спроса.

Система «ПАДС» в формализованном виде представлена в формуле (1):


 
 
 
– среднедушевое потребление i-й группы товаров и услуг в постоянных ценах;

t – временной тренд;

y – среднедушевые совокупные номинальные расходы (или доходы);

P, PG, Pg – ценовые индексы для совокупных расходов, агрегированных групп и подгрупп соответственно;

∆ – изменение значений показателя между периодами t и t-1;

– ценовой индекс для k-й группы товаров и услуг (для базового года = 1);

– доля расходов на k-ю группу товаров и услуг в совокупных номинальных расходах в базовом году;

– параметры, значения которых необходимо оценить.

В первые годы после разработки «ПАДС» К. Алмоном оценка параметров системы в виде (1) была невозможной из-за недостатка вычислительных мощностей. Но в настоящее время существует несколько вариантов решения этой задачи. В частности, в ИНП РАН оценка параметров «ПАДС» производится с помощью разработанного на языке программирования R приложения, использующего пакет для нелинейной оптимизации nlmrt [3].

Оценка системы «ПАДС» в ИНП РАН производится на данных национальных счетов России о ПДХ по 24 группам товаров и услуг согласно Классификатору индивидуального потребления по целям (КИПЦ), а также по позиции «Покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России». При расчетах выделяются четыре агрегированные группы позиций КИПЦ: 1) Продовольствие; 2) Одежда и обувь; 3) Здоровье; 4) Транспорт. Одновременно в рамках группы «Продовольствие» выделяется подгруппа «Протеиносодержащие продукты», а в рамках группы «Транспорт» – подгруппа «Личный транспорт». Выделение агрегированных групп и подгрупп позволяет в максимальной мере учесть взаимозаменяемость и взаимодополняемость различных товаров и услуг.

К сожалению, особенности российской статистики не позволяют применить весь имеющийся инструментарий для анализа потребительского спроса с помощью «ПАДС». Можно выделить следующие основные статистические проблемы:

  1. необходимая статистика в разрезе КИПЦ доступна только с 2004 г.;
  2. в связи с переходом с СНС93 на СНС08 произошел разрыв рядов: сейчас мы имеем ряды за 2004-2013 гг. и за 2011-2017 гг. – по многим позициям они несопоставимы;
  3. недостаточно широкий набор представленных в национальных счетах позиций КИПЦ;
  4. отсутствие доступа к необходимым микроданным Обследований бюджетов домашних хозяйств Росстата.

Полученные на основе ретроспективных данных оценки параметров системы «ПАДС» интегрированы в модель «РИМ» («Russian Interindustry Model» – «Российская межотраслевая модель»), разработанную в ИНП РАН долгосрочную межотраслевую макроэкономическую модель. Построенный модельный инструментарий позволяет количественно оценить воздействие на экономику в целом и отдельные виды экономической деятельности широкого набора факторов. К числу этих факторов можно отнести рост цен на различные виды продукции, структурно-демографические изменения (прежде всего рост доли пожилых людей в численности населения), рост или снижение уровня и дифференциации доходов, а также множество параметров социально-экономической политики (например, изменение расходов на пенсионное обеспечение или заработную плату работников бюджетного сектора, изменение системы ставок страховых взносов на обязательное социальное страхование, введение прогрессивной шкалы налогообложения для налога на доходы физических лиц и др.).

В качестве примера использования интегрированной в межотраслевую модель системы «ПАДС» можно привести анализ воздействия гипотетического роста стоимости моторного топлива на экономику. «ПАДС» позволяет выделить и количественно оценить пять направлений, по которым рост цен на моторное топливо влияет на ПДХ:

  1. сокращение потребления по всем группам товаров и услуг в результате снижения уровня реальных доходов и, следовательно, реальных расходов населения;
  2. сокращение потребления моторного топлива в результате роста цен на него;
  3. сокращение объема приобретаемых транспортных средств;
  4. рост объема приобретаемых услуг общественного транспорта;
  5. рост объема потребления по всем группам товаров и услуг, не связанных с транспортом, как результат эффекта замещения.

Полученные таким образом оценки изменения ПДХ в отраслевом разрезе далее используются в межотраслевой модели для прогнозирования динамики отраслевых выпусков и множества других показателей.

Комментарии:

Ещё на сайте: