4 апреля 2019 года состоялось заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, на котором выступил заместитель директора ИНП РАН, д.э.н. Дмитрий Кувалин. Выступление было посвящено территориям опережающего развития и порту Владивосток.
Тезисы выступления
1
Однозначный ответ по поводу эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (СПВ) дать непросто.
Счетная палата в своем отчете 2017г. отметила, что порядок и методика оценки эффективности функционирования ТОСЭР законодательством РФ не предусмотрены. Информации о том, что такая методика появилась и официально применяется, нет (хотя соответствующая подготовительная работа ведется).
В этих условиях оценка эффективности работы ТОСЭР и СПВ проводится достаточно произвольным образом.
2
Достаточно часто высказывается мнение о недостаточно высокой эффективности работы ТОСЭР и СПВ. При этом в первую очередь имеются в виду долгие ожидаемые сроки окупаемости бюджетных вложений.
Если оценивать ситуацию с чисто коммерческой точки зрения, то такое мнение во многом справедливо.
Однако это как раз тот случай, когда чисто коммерческий подход нежелателен. Поскольку в рамках чисто коммерческого подхода полноценное возрождение обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке почти невозможно. И вот почему.
3
Во-первых, долгие сроки возврата бюджетных вложений предопределены тяжелой исходной ситуацией. Эксперты еще 20-25 лет назад предупреждали, что за возрождение полностью потерянных на Дальнем Востоке отраслей и производств придется платить намного дороже, чем за их сохранение. К сожалению, многие производства на Дальнем Востоке были утрачены именно полностью (или почти полностью). И сейчас вследствие ранее допущенных ошибок приходится нести повышенные расходы.
Кроме того, плотность «промышленной ткани», воссоздаваемой с помощью ТОСЭР и СПВ, пока еще недостаточна. Как следствие, воздействие новых производств на смежные отрасли ограничено, а мультипликативные эффекты относительно невелики. Но при повышении этой плотности они должны вырасти.
4
Во-вторых, как показывает опыт функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в России, территории со специальными экономическими режимами начинают давать отдачу, масштаб которой сопоставим с инвестируемыми в их развитие средствами, в среднем лет через 8-10 после начала функционирования. Соответственно, сроки окупаемости вложений государства в такие зоны еще более длительны – 15 лет и больше.
Оснований ожидать от ТОСЭР и СПВ намного более быстрого возврата бюджетных вложений пока не просматривается. Тем более что объективные риски этих вложений, обусловленные непростой ситуацией на рынках, достаточно велики. То есть, вложения могут «выстрелить», а могут и «не выстрелить».
5
В-третьих, надо принимать во внимание не только те социально-экономические эффекты развития ТОСЭР и СПВ, которые можно посчитать, но и не поддающиеся числовой оценке эффекты.
В частности, необходимо учитывать, что ТОСЭРы и СПВ – еще и центры кристаллизации новой бизнес-культуры на Дальнем Востоке, центры возрождения передовых технологий в макрорегионе, показательные примеры (бенчмарки) для всех отраслей и предприятий дальневосточной экономики.
6
Также не следует ожидать, что ТОСЭРы и СПВ станут тем самым локомотивом роста, который вытянет экономику Дальнего Востока. Даже самые оптимистические прогнозы по поводу деятельности ТОСЭР и СПВ показывают, что при текущих темпах роста ее масштаб не будет макроэкономически значимым еще, по крайней мере, 10-15 лет.
Ну что такое, например, 107,5 тысяч заявленных к концу 2018г. в рамках ТОСЭР и СПВ рабочих мест (данные КРДВ) при общей численности занятых в ДФО в 4 294,9 тыс.чел. (данные Росстата)? Это ведь только 2,5% (при том что реально созданных мест пока еще намного меньше – около 20 тыс. (данные КРДВ)).
Или накопленные за 2015-2018гг. в рамках ТОСЭР и СПВ 225 млрд руб. инвестиций (данные КРДВ) при 4 518 млрд руб. накопленных за тот же срок инвестиций в целом по ДФО (данные Росстата)? Это только 5%.
Достаточно вспомнить, что за 2012-2016гг. физический объем инвестиций в основной капитал ДФО, по данным Росстата, сократился на целых 33%! И прирост инвестиций в рамках ТОСЭР и СПВ способен закрыть лишь малую часть этого провала.
7
Несмотря на сказанное выше, работа по повышению эффективности работы ТОСЭР и СПВ должна продолжаться.
С одной стороны, эта работа должна включать в себя строгий отбор заявок от потенциальных резидентов на основе четких и прозрачных критериев экономической эффективности.
С другой стороны, необходим постоянный мониторинг работы уже запущенных проектов с целью дальнейшей поддержки успешных и возможного отсева неуспешных.
Кроме того, должны выполняться все необходимые действия по предотвращению нецелевого расходования и хищения выделяемых бюджетных средств.
В конечном счете, такая работа обеспечит и ускорение развития экономики Дальнего Востока, и ускорение возврата вложенных в развитие ТОСЭР и СПВ бюджетных средств.
8
На разных этапах развития ТОСЭР и СПВ имеет смысл оценивать по-разному.
На первых этапах важнее такие критерии, как число привлеченных резидентов, запущенных инвестпроектов и созданных рабочих мест.
На последующих этапах, по мере разворачивания основной деятельности, главное внимание должно уделяться объему сделанных инвестиций, увеличению доходов бюджета и окупаемости бюджетных вложений.
9
Основные выводы
- Поддержка ТОСЭР и СПВ должна быть продолжена и существенно расширена. Это нужный и важный инструмент развития Дальнего Востока
- При этом не следует переоценивать реальное влияние ТОСЭР и СПВ на макроэкономическое развитие страны и ДФО. Это влияние ограничено в силу скромных масштабов вложений в эти инструменты.
- Не следует подходить к оценке эффективности ТОСЭР и СПВ с чисто коммерческими критериями. Достаточно длительные сроки окупаемости бюджетных инвестиций – это почти неизбежно. К тому же сроки окупаемости не надо рассматривать в качестве главного и единственного критерия эффективности.
- По мере повышения плотности создаваемой «промышленной ткани», уровень удельной социально-экономической эффективности ТОСЭР и СПВ, в том числе с точки зрения доходов бюджета, должен будет вырасти.
- Обязательное условие повышения эффективности ТОСЭР и СПВ – строгий отбор заявок и тщательный мониторинг деятельности резидентов на основе четких и прозрачных критериев.