Российская газета от 02.06.2022 (№119(8767))
Важно понимать, что зависимость от импортных товаров сама по себе не является признаком ущербности экономики, но лишь до тех пор, когда существуют каналы поставок такой продукции. Развитие мировой экономики в последние 30-40 лет привело к тому, что, пожалуй, не существует ни одной страны, которая могла бы существовать в режиме самообеспечения. В силу экономических или географических причин потребление импортных товаров необходимо, важно лишь, чтобы избыточный импорт не создавал проблем для безопасности, а пропорции обмена продукцией с зарубежными странами не носили бы дискриминационного характера.
Развитие российской экономики в период после распада СССР осуществлялось за счет размена качественных ресурсов, имевшихся в распоряжении нашей страны (прежде всего сырьевых товаров) на качественные ресурсы наших торговых партнеров. Получая большие объемы доходов в резервных валютах, наша страна имела доступ на рынки высокотехнологичной продукции, что позволяло постепенно модернизировать внутреннюю экономику. Проблема состояла в том, что модернизация, прежде всего, затронула те сектора, где эти доходы и формировались, а не менее важные для долгосрочного развития отрасли сидели на голодном пайке. Относительно слабо финансировались внутренние вложения в разработку технологий – зачем, если с меньшими усилиями их можно купить за рубежом. В результате мы получили достаточно эффективную, с точки зрения извлечения ренты, экономику, но очень простую по своей структуре.
После кризиса 2008 – 2009 гг. выяснилось, что даже экономика “простых вещей” зависит от импорта
Уже после кризиса 2008-2009 гг. стало понятно, что такая экономика устойчиво развиваться не может. Доходов, которые она производит, не хватает для поддержания внутреннего спроса. Вот здесь вопросы импорта стали выходить на передний план. Выяснилось, что зависимость от импорта наблюдается не только там, где речь идет о высоких технологиях, но и в экономике “простых вещей”.
Возникло понятие критического импорта – такой продукции, которая не может быть покрыта внутренним производством. К ней в докризисные годы можно было отнести более трети всего российского импорта. Часть этой продукции представляет собой сельскохозяйственную продукцию, не производимую в России по географическим условиям, а часть – товары промежуточного потребительского и инвестиционного назначения, в том числе обеспечивающие безопасность в области медицины, инфраструктуры, энергетики.
Если посмотреть на направления, по которым развивалось импортозамещение после 2014 г., то можно отметить, что это прежде всего снижение критической зависимости от зарубежных поставок в оборонно-промышленном комплексе, энергетике, фармацевтике, сельском хозяйстве. И здесь, если быть объективными, были достигнуты серьезные положительные результаты, которые сейчас в условиях беспрецедентного санкционного давления поддерживают устойчивость российской экономики. Важно отметить и достижения бизнеса в модернизации таких важных сегментов экономики как химия, металлургия, производство строительных материалов, нефтепереработка, где был решен ряд проблем, оставшихся еще в наследство от СССР.
Почему же, несмотря на предпринятые усилия, зависимость от импорта все еще остается достаточно высокой? Прежде всего потому, что несмотря на отдельные успехи большая часть российских предприятий не имеет ресурсов для закупки соответствующего оборудования из-за рубежа, с одной стороны, и не имеет доступа к результатам отечественных исследований разработок, с другой.
Одним из ключевых частей санкционного пакета 2022 г. стало ограничение на поставки в Россию самого широкого набора товаров. В краткосрочной перспективе это стало серьезной проблемой. Напомним, что на поставки из недружественных стран в 2021 г. приходилось около 50% всего российского импорта. И в этих условиях в краткосрочной перспективе динамику импорта уже стоит рассматривать не как ограничение, а скорее, как фактор поддерживающий производство и спрос.
Импортные поставки должны обеспечить производство в тех секторах, где используются зарубежные сырье и комплектующие. Например, если на самолете стоят импортные двигатели, то даже при высоком уровне локализации по остальным составным частям без них он просто не взлетит. Сейчас наибольший уровень зависимости от поставок из недружественных стран сохраняется в химическом производстве и машиностроительных видах деятельности. Частично эти ограничения можно парировать за счет изменения географии поставок на дружественные страны, что-то можно заместить за счет внутреннего производства, но быстро изменить ситуацию сложно. Поэтому было бы целесообразно в торговле с недружественными странами обуславливать поставки сырьевых товаров взаимными потоками критического импорта, что может осуществляться и через переход на расчеты в рублях. Но вмести с этим не обойтись без решений по развитию производств на основе отечественных достижений в научно-технологической сфере, а здесь для требуется время и привлечение серьезных ресурсов как финансовых, так и организационных.
И наконец, нужно понимать, что требует импортозамещения, а где с наличием импорта можно смириться. Все-таки построение полной автаркии на повестке дня не стоит как по экономическим, так и по технологическим причинам. В конце концов расширение кооперации с дружественными странами имеет высокий потенциал для дальнейшего развития российской экономики. Конечно, если речь идет о национальной безопасности, то никакие затраты не могут быть избыточными, но как быть с другими направлениями зависимости от импорта.
Важным моментом является емкость рынка, на который может поставляться продукция, замещающая импорт. В ряде случаев емкость внутреннего рынка России является достаточной для начала масштабирования производства, но далеко не всегда. Если речь идет о капиталоемкой продукции с относительно низким потенциалом спроса внутри российской экономики, то нужно оценивать возможности выхода на внешний рынок. Если таких возможностей не просматривается, то от таких проектов следовало бы отказаться, если опять же речь не идет о национальной безопасности. В целом нельзя допустить, чтобы наша страна была бы втянута в гонку неэффективного импортозамещения, истощавшую имеющиеся ограниченные ресурсы.
Необходимо понять, что требует импортозамещения, а где с импортом можно смириться
Снижение импорта на российском рынке так или иначе создает дополнительные возможности для российского бизнеса в самых разных секторах экономики, в том числе и том, который ориентирован на удовлетворение спроса населения. Уход с нашего рынка крупных транснациональных компаний снижает для российских предприятий барьер входа на рынок и открывает окно возможностей, что наряду с адекватной поддержкой со стороны государства может дать существенный положительный эффект.
Резюмируя, нужно сказать о том, что в краткосрочной перспективе важнейшей задачей в области внешнеэкономической политики государства является обеспечение критического импорта. От решения этой задачи будет завесить и скорость восстановления экономической активности. В среднесрочной перспективе фокус внимания должен смещаться в область эффективного импортозамещения, что позволит сформировать новые точки роста в национальной экономике, изменить ее структуру и обеспечить устойчивость развития даже с учетом сохранения санкционного давления на нашу страну.