В статье рассматриваются вопросы оценки бюджетной обеспеченности арктических регионов с целью выравнивания доходов и повышения благосостояния населения. Проведен анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на пространственную дифференциацию арктических регионов в рамках проводимой государственной политики по выравниванию бюджетной обеспеченности. Выполнены сравнительный анализ и оценка влияния показателей уровня бедности и среднемесячной заработной платы при расчете индекса бюджетных расходов в разрезе групп арктических регионов. На основе Методики выравнивания бюджетной обеспеченности с учетом новаций, введенных с 2023 г., дана оценка изменения индекса бюджетных расходов арктических регионов. Выявлена тенденция к изменению подходов в государственной политике выравнивания бюджетной обеспеченности арктических регионов в пользу субъективных факторов пространственной дифференциации с учетом финансово-экономических условий, сложившихся диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, неоднородности бюджетных обязательств и бюджетного финансирования. Учитывая необходимость влияния промышленного освоения Арктики на повышение качества жизни народов Севера и народосбережение, предлагается усилить вовлеченность добывающих компаний в решение социально-экономических задач развития арктических территорий и поддержки местного населения на основе социального инвестирования таких компаний в районах своей деятельности.
Статья опубликована в журнале “Проблемы прогнозирования”, №5 2023