При ставшем уже привычным несколько унылом взгляде на нашу погруженную в море санкций экономику довольно часто возникает ощущение, что сделать ничего нельзя. Все зажато, степеней свободы крайне мало, велика сила инерции, интегральные характеристики экономического роста по-прежнему указывают на 2% по итогам года. Возможности значимого фронтального роста либо не просматриваются, либо они предполагают реализацию слишком оптимистических и маловероятных предпосылок.
Между тем все не так. Самые мощные и только кажущиеся маловероятными предпосылки и факторы экономического роста уже начали работать и продолжают набирать обороты.
Картина становится более понятной и выразительной, если рассматривать не только итоговый рост ВВП, но и широкий набор показателей роста год к году по месяцам. Росстат уже четыре месяца подряд фиксирует практически десятипроцентный рост обрабатывающих отраслей промышленности, рост реальной заработной платы последние три отчетных месяца выше 10%, темпы роста товарооборота к соответствующему месяцу прошлого года увеличились со 107,8% в апреле до 110,0% в июне и 110,5% в июле.
По итогам полугодия несколько неожиданно для многих «выстрелили» инвестиции: после менее чем однопроцентного роста в первом квартале рост во втором квартале составил 112,6%, обеспечив увеличение инвестиций в основной капитал по итогам полугодия на 7,6%.
То, что сегодня происходит на наших глазах, действительно похоже на явление чуда экономического роста. Главное в механизме роста — такое сочетание факторов и условий, которое позволяет доходам расти быстрее инфляции. Это равновесие роста поддерживается, с одной стороны, импульсами предложения, а с другой — ограничениями для инфляции, непосредственно не связанными со сдерживанием роста доходов.
Развернувшиеся в экономике процессы импортозамещения, а также рост производства в оборонной промышленности являются существенными факторами роста предложения товаров и сдерживания динамики цен. Можно утверждать, что начало СВО и введение масштабных санкций против России помимо очевидных негативных последствий стало триггером формирования новых условий экономического роста в стране.
По мере развертывания событий все более значимой для складывающейся экономической ситуации становится позиция и политика ЦБ. Ключевым здесь остается вопрос о приоритетах и соподчиненности целей экономического роста и целей финансовой стабильности. Грубо говоря, нам нужно определиться с тем, что важнее для экономики и общества — три-четыре дополнительных процентных пункта экономического роста или же три-четыре процентных пункта дополнительного снижения инфляции.
В связи с этим уместно обратиться к ценностным подходам и плану развития российской экономики на 2023 год и долгосрочную перспективу о которых президент Владимир Путин говорил на пленарном заседании ПМЭФ.
Две цитаты из выступления президента.
«Используя бюджетные механизмы и денежно-кредитные инструменты, мы поддержали спрос в экономике, а значит, обеспечили работой предприятия и компании и при этом не допустили раскачки цен».
«Опережающим темпом относительно роста цен мы индексируем пенсии и социальные пособия, выплаты, увеличиваем минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум».
Очевидно, что приведенные здесь тезисы исходят из более высокого приоритета целей экономического роста. Концентрированное изложение ключевых задач и направлений экономической политики фактически становится руководством к действию для органов исполнительной власти. В результате замысел экономической стратегии превращается в императивный план, который трансформирует саму экономическую действительность.
Та подчас невероятная динамика производства, которую мы сегодня наблюдаем во многих секторах российской экономики, в значительной степени носит рукотворный характер, эта динамика является результатом реализации особого замысла — плана Путина.
Для тех, кто знаком с этим планом, не было секретом, что в этом году, несмотря на более чем скромный результат первого квартала, будет обеспечен довольно значимый рост инвестиций. Этот результат напрямую проистекает из той совокупности мер, которая была объявлена в выступлении президента.
Система мер, которой оперирует президент, включает: зонтичный механизм кредитования малого и среднего бизнеса, меры по ускорению возвращения активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, систему мер по обеспечению притока инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции, в этом году в объеме не менее двух триллионов рублей, а к 2030 году — до десяти триллионов рублей, кластерную инвестиционную платформу, запуск программы зонтичных поручительств ВЭБа в объеме до 200 млрд рублей, создание специального инструмента, позволяющего банкам участвовать в инвестиционных проектах в качестве акционеров.
Судя по промежуточным результатам текущего года, план Путина, не будучи директивным документом, успешно реализуется. Более того, мощность задействованных инструментов, а также заработавший механизм экономического роста позволяют рассчитывать на сохранение позитивных тенденций до конца года. В то же время резко возросшая ключевая ставка создает определенные риски именно для экономического роста.
Первоначальным импульсом, распространяющим ускорение текущего года на год следующий, должно стать существенное (на 18,5%) повышение минимальной заработной платы с 1 января 2024 года.
Что еще сегодня работает на экономический рост?
Во-первых, в стране накоплены огромные неудовлетворенные потребности: населения — в товарах и услугах, а экономики — в обновлении основного капитала. Этот потенциальный спрос никуда не делся, и он требует своего удовлетворения. Так что нет проблемы, куда и за счет чего экономике прирастать. Профинансируем этот спрос, и она прирастет. Более того экономика потребует, в свою очередь, необходимого наращивания мощностей и инвестиций. Тем более в условиях ограниченных возможностей импорта. Таким образом, санкционные ограничения создают предпосылки как для роста производства отечественных товаров и услуг, так и для увеличения инвестиций в наращивание соответствующих мощностей. Важно не только запустить этот маховик взаимообусловленного роста доходов, роста спроса, роста предложения, роста производственных мощностей и инвестиций — необходимо обеспечить долговременный и устойчивый характер экономического роста. Неудовлетворенный спрос населения и экономики сейчас — это не менее 50 трлн рублей. Это означает, что экономика России имеет возможность развиваться в течение ближайших пяти-шести лет темпами 4‒5% в год.
Во-вторых, регулярный отток капитала, составлявший 5‒7% ВВП, уже существенно уменьшился и продолжает сокращаться. Это значимый фактор дополнительного увеличения инвестиций и производства.
В-третьих, доходы от экспорта и другие составляющие вывоза капитала имеют свойство накапливаться. Возможно, не в долларах, в других валютах, а также в виде материальных активов они, рассредоточенные по десяткам стран, сотням банков, скрыты от глаз санкционеров. Это означает, что на эти деньги можно рассчитывать и они могут работать и уже работают, в том числе на экономику России. Важно создавать необходимые мотивы и стимулы. В то же время санкции против России, превратившиеся в санкции против российского бизнеса, автоматически уже создали значительную часть этих мотивов и стимулов. Необходимо лишь обеспечить реальную финансовую амнистию, гарантировать право собственности, а также создать необходимую инфраструктуру ведения бизнеса. Потенциал репатриации капиталов оценивается нами в 50 млрд долларов США в год.
В-четвертых, сложившееся распределение добавленной стоимости в экономике не является фиксированным и, вообще говоря, может меняться в весьма широких пределах. Именно распределение доходов во многом предопределяет динамику и структуру производства. Радикальная трансформация налоговой системы и существенная коррекция денежно-кредитной политики в состоянии сформировать мощный импульс, обеспечивающий ускорение экономической динамики. Мировой опыт свидетельствует, что резкое изменение налоговой системы не раз становилось отправной точкой экономического возрождения и роста. Нынешнее состояние российской экономики и финансовой системы свидетельствует о том, что налоговый маневр в России необходим и его естественное направление в текущих условиях состоит в обеспечении перераспределения определенной части доходов экономики в пользу государства. Разовое изъятие сверхдоходов не решает системную проблему значительного оттока капитала. Только в этом случае появится возможность профинансировать увеличение инвестиций в человеческий капитал, другие приоритетные направления, а также поддержать обновление (воссоздание) отечественного инвестиционного машиностроения и других наукоемких отраслей.
В-пятых, внутренняя конъюнктура и возможности роста производства в отраслях в существенной степени определяются ценовыми соотношениями и пропорциями, включая обменный курс. Адаптация этих пропорций к задачам роста и развития — отдельная задача в рамках среднесрочной перспективы. При этом в условиях значительного отрыва номинального курса от паритета покупательной способности необходимым условием расширения возможностей роста для российской экономики является также повышение на период до 2030 года ценового таргета до 6%.
В-шестых, дополнительным источником финансирования спроса, особенно в 2023‒2025 годах, должно стать более широкое использование инструмента заимствований.
В-седьмых, важным мобилизующим инструментом может стать разработка обязательного для исполнения плана производства на ближайшие три‒пять лет, по ограниченному перечню ключевых видов продукции, таких, например, как ввод жилья, строительство дорог с твердым покрытием, производство легковых автомобилей, производство гражданских самолетов, производство зерна, добыча нефти.
В условиях санкций кардинальным образом меняется мотивация российского предпринимательского сообщества. Менее затратной, менее рискованной и более прибыльной становится ориентация на создание производств в России, оправданной оказывается стратегия на создание внутрироссийских производственных цепочек. Занятие российским бизнесом многочисленных ниш после ухода из России западных компаний создает дополнительный импульс для внутренне ориентированного развития. Первоначальный шок резкого сокращения многих направлений экспорта и импорта приводит в дальнейшем к такой трансформации отраслевой и региональной структуры внешней торговли, которая обслуживает не столько интересы западных экономик, сколько интересы внутреннего экономического развития России. Все это создает макроструктурные предпосылки для ускорения экономического роста в стране.
Изменения в условиях внешней торговли, потеря многих возможностей зарабатывать в сфере обращения все больше переориентируют российский бизнес на внутренний рынок. Соответствующим образом меняются приоритеты и содержание внутренней экономической политики. Текущая экономическая политика, которая все больше ассоциируется с деятельностью президента страны, в первую очередь сконцентрирована на создании макроэкономических и структурных предпосылок экономического роста. Это не только и не столько привычный уже целевой таргет по инфляции, но ориентация на опережающий рост доходов и стимулирование инвестиций. Соответствующим образом должна корректироваться налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика.