К вопросу о прогнозировании высокотехнологичных производств в современных условиях: теоретико-методологические аспекты

Рассмотрены и обоснованы новые аспекты прогнозирования высокотехнологичных отраслей, которые развивают теоретические и методологические конструкты, описывающие «окрестности» объекта прогноза и прогнозного фона. В качестве примера объекта прогнозирования была взята судостроительная промышленность. Обновлены и уточнены технико-экономические показатели развития судостроительной промышленности в 2011-2020 гг., а также проведена оценка долгосрочного потенциала развития судостроительной промышленности в 2022-2035 гг. в рамках базового сценария и инвестиционно-инновационного сценария. Наиболее эффективным этапом развития судостроения были 2014-2017 гг., а в 2018-2019 гг. происходило снижение государственного заказа, ситуация начинает меняться в лучшую сторону в 2020-2021 гг., однако рост спроса, как со стороны государства и компаний с госучастием, так и коммерческих организаций, пока недостаточен. В 2011-2020-х годах произошло обновление более трети основных фондов судостроения, и существует такой же потенциал обновления за 2020-е годы. В целом производительность труда в инвестиционно-инновационном сценарии увеличится к 2035 г. по сравнению с 2021 г. в 2,8 раза, в базовом – в 2,4 раза. В реальном выражении рост валового выпуска к 2035 г. по сравнению с 2021 г. составит 67%, а в базовом – не превысит 50%. Полученные прогнозные результаты позволяют обосновать меры поддержки судостроительной промышленности и сгруппировать их в зависимости от прогнозных этапов развития отрасли.

Статья опубликована в журнале “Научные труды ИНП РАН”, том 2022.

Комментарии:

Ещё на сайте: