Выступление: “Пространственное устойчивое развитие экономики России: от концепции к измерениям”

Выступление состоялось в рамках прошедшей 22-24 марта 2023 г. V-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию (22-24 марта, Россия, Московская область). Том 5

Пространственное устойчивое развитие экономики России: от концепции к измерениям[1]

Концепция устойчивого развития является к настоящему времени доминирующей в большинстве стран мира при определении приоритетов государственной политики. Внедрение в программы и стратегии социально-экономического развития принятых на ГА ООН 17 целей устойчивого развития сопровождается активными усилиями по разработке системы количественных индикаторов, на которой должен основываться процесс принятия решений и мониторинг их эффективности. В то же время необходимо констатировать, что развитие подходов к определению соответствующих целей и системы индикаторов в недостаточной степени учитывает пространственные аспекты устойчивого развития. Так, если для небольших унитарных государств пространственные аспекты, как правило, не играют какой-либо значимой роли, то для крупных стран с федеративным устройством (а также конфедераций) при наличии высокой степени пространственной неоднородности по широкому перечню факторов, данные вопросы имеют высокую актуальность. В особенности, это справедливо для Российской Федерации.

Разработка национальной системы индикаторов, характеризующих достижение целей устойчивого развития, должна в таких условиях учитывать два важных аспекта. Во-первых, развитие отдельных территорий хоть и должно учитывать локальную специфику, но преимущественно должно следовать национальной системе приоритетов, что в целом обеспечивается адаптацией национальной системы индикаторов на уровень показателей отдельных субъектов федерации и их административно-территориальных образований. Во-вторых, необходима донастройка системы национальных индикаторов устойчивого развития за счет ее дополнения индикаторами, отражающими устойчивость развития страны в пространстве. Более подробное рассмотрение данных аспектов позволяет получить следующие результаты:

  1. Адаптация национальной системы индикаторов устойчивого развития на региональный уровень должна учитывать, с одной стороны, что часть индикаторов имеет региональную привязку, а часть ведется только на национальном уровне. С другой стороны, необходимо учитывать иерархическую структуру государственного управления, при которой большое значение имеет распределение сфер ответственности и бюджетных полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и муниципальными образованиями. Таким образом, в то время как эффективность достижения определенных целей устойчивого развития обеспечивается усилиями федерального центра, то при достижении других на первый план выходят усилия, предпринимаемые на уровне региональных властей и местных сообществ.
  2. Учет пространственного измерения в национальной системе индикаторов устойчивого развития требует уточнения целей устойчивого развития и их концептуальных основ. Так, если базовая формулировка концепции устойчивого развития предполагает такое долгосрочное развитие с учетом использования ограниченных природных ресурсов и нагрузки на окружающую среду, которое не несет ущерба для будущих поколений. То учет пространственных аспектов подчеркивает необходимость отсутствия ущерба для текущего состояния и будущего развития других территорий. Последнее является особенно важным в условиях высочайшей дифференциации уровня и качества жизни населения как Планеты в целом, так и отдельных государств. Очевидно, что поиск эффективных решений вопросов достижения пространственного устойчивого развития находится не только в компетенции региональных властей и местных сообществ, а имеют более широкую природу. Возможности же региональных властей и местных сообществ по обеспечению устойчивого развития своей территории часто бывают крайне ограниченными в условиях доминирования конкурентных процессов в экономике и обществе, а также недостаточной развитости институтов и имеющихся ресурсов, в том числе финансовых и научно-технологических.
  3. Использование национальных индикаторов устойчивого развития не дает полной картины относительно распределения действующих процессов в пространстве и, более того, может искажать ее. Так, к примеру, если обратиться к ЦУР 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах» и применить для измерения ее достижения показатель «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума/границы бедности, процентов» для Российской Федерации в целом, то можно сделать вывод о существенном улучшении ситуации за период 2015-2021 гг. Так величина данного показателя за этот период снизилась с 13,4% до 11,0%, а показатель его стандартного отклонения между субъектами Российской Федерации упал с 5,2 п.п. до 4,7 п.п., соответственно. Однако, за этот же период число субъектов Российской Федерации, в которых данный показатель был хуже среднероссийского уровня, выросло с 55 до 60 (из85 субъектов РФ). Более того, в 4 субъектах зафиксировано абсолютное ухудшение данного показателя, а в 49 наблюдалось отставание от среднероссийской динамики. В результате, в 55 субъектах Российской Федерации (или 65% от их общего числа) относительное отклонение от среднероссийского показателя увеличилось, что говорит о существенном росте пространственной неоднородности.

По результатам исследования можно сделать следующие основные выводы:

  1. Система целей устойчивого развития, принятых ГА ООН, в недостаточной мере учитывает аспекты пространственной устойчивости развития.
  2. Концепция устойчивого развития может рассматриваться как модель управления, а может использоваться для более глубокого понимания процессов, определяющих динамику численности населения и релокацию производственной деятельности, что делает ее удачной конструкцией для формирования пространственной политики.
  3. Система целей устойчивого развития, затрагивая различные аспекты роста качества жизни и благосостояния населения, может выступать связующим звеном для разработки системы взаимоувязанных мер пространственной, научно-технической и инновационной политики.
  4. По крайней мере, часть из показателей, применяемых на уровне страны в целом, могут давать недостаточно полную картину достижения целей устойчивого развития, не затрагивая его пространственные аспекты. Требуется разработка системы показателей, позволяющих учитывать пространственную неоднородность достижения целей устойчивого развития, а также адаптация или настройка пространственной политики (и иных видов государственной политики) под эти цели.

 

[1] Работа выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Методы и модели обоснования стратегии развития экономики России в условиях меняющейся макроэкономической реально-сти», № 121040100281-8. [1].

Комментарии:

Ещё на сайте: