Резюме
В докладе рассматриваются перспективы развития экономики России до 2035 года. Представлены альтернативные сценарии развития мировой экономики. Формулируются предложения по мероприятиям экономической политики, направленной на проведение структурно-технологической модернизации и реализацию экономического потенциала. Дается оценка основных макроэкономических и структурных характеристик развития экономики России, ее отраслей и регионов.
Резюме для экономической политики
*Полный текст доклада приведен ниже
К 2022 году в российской экономике сложилась модель развития, в которой динамика производства во многом определялась доходами от внешнеэкономической деятельности, с учетом оттока капитала. В условиях невозможности быстрого наращивания экспорта экономический рост в данной модели ограничен темпами 1-2% в год. Крупные шоки, пережитые российской экономикой за последние четверть века, привели к существенному возрастанию адаптационных способностей российского бизнеса, государства и населения. Использование этого потенциала является одним из ключевых ресурсов при реализации экономической политики.
Ориентация на достижение макрофинансовой стабильности в ретроспективном периоде повысила устойчивость экономики к внешним шокам, но, одновременно с этим, такая политика негативно влияет на долгосрочный потенциал экономического роста. В дальнейшем, при ориентации экономической политики исключительно на макроэкономическую стабилизацию, обеспечить устойчивый динамичный рост российской экономики будет невозможно, особенно в случае новых внешних шоков.
Несмотря на санкции, российская экономика продолжает оставаться важной частью мировой хозяйственной системы, которая продолжит оказывать серьезное влияние на формирование параметров ее развития. Наиболее вероятным сценарием развития мировой экономики в течение 10-15 лет станет формирование двух или нескольких «центров силы», конкурирующих между собой. Рост значимости крупных развивающихся экономик будет способствовать дальнейшей фрагментации и регионализации мировой экономики, перестройке производственных цепочек при нарастании нетарифных ограничений во внешней торговле. Конкурентные преимущества получат суперэкономические объединения, обладающие необходимой емкостью внутреннего рынка, способные нести крупные затраты на исследования и разработки, обеспечивать экономический суверенитет на основе воспроизводства собственного научно-технического потенциала.
Россия многократно уступает в своих размерах экономикам Китая и Индии, но она способна играть ключевую роль в обеспечении целостности Евразийского экономического пространства. Россия имеет опыт согласовывания противоречивых интересов, возможность мультиплицировать интеграционные эффекты для партнерских стран и выступать одним из гарантов коллективной безопасности. Россия также может позиционироваться как центр обеспечения первичными ресурсами, продовольствием, логистическими услугами, критическими технологиями в сфере безопасности и обеспечения жизнедеятельности, цифровыми решениями и знаниями.
Наряду с изменением внешнеэкономической ситуации, ужесточатся некоторые внутренние ограничения, с которыми столкнется экономика России. Негативные демографические тенденции придают особую остроту политике сбережения российского населения. Ключевую роль в решении этой задачи будет играть борьба с избыточной смертностью, стимулирование рождаемости и управление миграцией.
Последствия роста демографической нагрузки на занятое население со стороны неработающих граждан могут быть компенсированы за счет роста производительности труда, что предъявляет повышенные требования к поддержке модернизации ключевых секторов экономики и эффективности проводимой научно-технологической политики.
Адаптация к западным санкциям, сокращение объемов деятельности зарубежных компаний в России привели к изменению институциональной модели российской экономики.
До 2022 года она строилась на доминировании крупного западного и российского бизнеса во многих секторах внутреннего рынка. Контроль западными компаниями крупных сегментов российского рынка превратился в сдерживающий фактор развития, обусловливающий нарушение целостности индустриальной системы страны и выпадение из производственных цепочек ведущих звеньев, замещавшихся импортом товаров и технологий при слабости национальной научно-технологической системы. В результате санкций возникли предпосылки для активизации инвестиционной деятельности внутри страны и возрождению собственной научно-технологической деятельности. Наращивание отечественным бизнесом контроля над внутренним рынком должно стать бесспорным приоритетом в сравнении с замещением западного импорта восточным. Санкции также стимулируют сокращение оттока капитала, ренационализацию бизнеса и элит. На этой основе может быть сформирован новый «общественный договор» позволяющей концентрировать усилия всех экономических агентов на пути качественных изменений в экономике и обществе.
Для реализации имеющегося экономического потенциала России требуется модель развития, ориентирующаяся не на одну гипертрофированную цель – темп экономического роста или макроэкономическую стабильность, или декарбонизацию экономики, а на комплексное сбалансированное развитие, соединяющее развитие технологий, сбережение народа и природы с социальной справедливостью и свободой.
Достижение целей в обеспечении безопасности, ликвидации бедности, развития науки, социальных институтов и инфраструктур, возможно только при условии достаточно высоких (порядка 3-4% в год) темпов роста. Застой же в экономическом развитии подрывает устойчивость ее развития и может вызвать серьезные социальные потрясения, угрожающие целостности и безопасности России.
Запрос на высокие темпы роста экономики и ее эффективности тем более актуален и важен в связи с необходимостью в среднесрочной, и возможно в долгосрочной, перспективе нести повышенные расходы на оборону и безопасность страны, а также на восстановление Донбасса и Приазовья. В условиях все более тесного взаимного переплетения гражданских и военных технологий все большее значение приобретает научно-технологический потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса и гибкость его перестройки с гражданской на военную продукцию и в перспективе наоборот, через новую диверсификацию производства.
Динамичное развитие российской экономики в перспективе до 2035 года требует расширения инвестиций в основной капитал с темпами не менее 6-8% в год и перехода к стадии развития на основе использования высокооплачиваемого и эффективного труда. В связи с этим повышение оплаты труда становится неотъемлемым условием роста эффективности российской экономики.
Модернизация, обеспечивающая приемлемые темпы роста, должна иметь два аспекта: инвестиционный и социальный. При этом интенсивный инвестиционный рост создает основу для повышения производительности труда (в обрабатывающих секторах – на 1-1,5 проц. п. выше общей экономической динамики, т. е. на 4-5% в год), которая снимает ограничения со стороны дефицита труда и является базой для повышения заработной платы, доходов и благосостояния населения.
Приоритетным направлением в экологической и климатической политике на долгосрочную перспективу является не переход и достижение углеродной нейтральности экономики, а обеспечение эффективного, с точки зрения устойчивого социально-экономического роста, использования ресурсов, прежде всего энергетических, при создании экономики замкнутого цикла (с развитой переработкой отходов).
Структурные сдвиги и количественные характеристики нового облика экономики должны обеспечиваться за счет превращения России из страны, экспортирующей капитал и «мозги», в страну, притягивающую капитал, компетенции, ученых и специалистов. Базой долгосрочной экономической политики должна стать система мер, стимулирующих рост инвестиций в науку, образование и здравоохранение. После двадцатилетия стагнации относительного уровня расходов на науку, здравоохранение и образование Россия может за десятилетие перейти к высокому уровню развития этих секторов накопления человеческого капитала с количественными параметрами, соответствующими передовым странам: расходы на науку – около 3-4% ВВП, образования – 8 9%, здравоохранения – 9-11%.
Перспективная социальная модель должна носить привлекательный характер для российских граждан и позитивно восприниматься в мире, что предполагает наличие социальной гармонии, основанной на капитале возможностей (социальные институты, инструменты и ресурсы, позволяющие человеку развиваться и самореализоваться). Параметры и структура спроса населения и бизнеса в среднесрочной перспективе будут определяющим фактором экономической динамики.
В пространственной структуре экономики до сих пор сохраняется тенденция на усиление концентрации экономической активности в ограниченном числе регионов. Чрезмерная (избыточная) межрегиональная дифференциация в уровне социально-экономического развития снижает эффективность мер экономической политики на региональном уровне, в том числе инвестиционной, и требует реализации крупных инвестиционных проектов в стратегически важных регионах страны.
Наибольшим потенциалом экономического развития в среднесрочной перспективе обладают промышленные регионы Сибири, Урала, Поволжья. Избыточная концентрация экономической активности в крупнейших агломерациях становится фактором, все в большей мере сдерживающим пространственное развитие. В связи с этим требуются комплексные решения, обеспечивающие сбалансированное развитие крупных агломераций, средних и малых городов, и сельских поселений, при опережающем в долгосрочной перспективе повышении качества жизни в малых и средних формах расселения.
Пространственное богатство и разнообразие России может стать дополнительным капиталом развития страны в условиях ухудшения климатических условий для значительной части регионов планеты. Российская экономика будущего – это экономика сбережения народа в сочетании с эффективным сбережением природы, созданием мощного комплекса экономики знаний и здоровья мирового уровня, при развитии конкурентоспособных энергетических и продовольственных национальных комплексов.