Содержание
Резюме научного доклада
Ключевые вызовы демографического развития
Проблема депопуляции, без сомнения, как на уровне всей страны, так и отдельных регионов, заслуживает самого пристального внимания. В то же время рост или сокращение численности населения является результирующим показателем, зависящим от основных демографических трендов: рождаемости, смертности и миграции, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения.
Политика в области демографии и здравоохранения способна в той или иной мере, зачастую ограниченно, влиять на изменение численности населения. Поэтому главная задача – сбережение населения – может быть эффективно реализована на основе правильно выстроенной иерархии целей демографического развития и соответствующей политики по их достижению.
Одним из ключевых пунктов демографической повестки является рождаемость. Рождаемость чрезвычайно важна, но если посмотреть на современный мир, то можно увидеть, что ее уровень в России сопоставим с показателями большинства стран со схожим и более высоким уровнем социально-экономического развития.
С начала 2000-х годов суммарный коэффициент рождаемости (а это не зависящая от демографических волн интегральная характеристика уровня рождаемости) стабильно возрастал и в 2014-2016 гг. почти достиг уровня в 1,8 ребенка на женщину. Были все основания предполагать, что он будет расти и дальше. Однако всего лишь за несколько лет показатель резко снизился – до 1,5 ребенка на женщину в 2019-2020 гг. Это важный косвенный индикатор вектора социального оптимизма и веры в будущее. Поэтому было бы неверно полагать, что ситуация с рождаемостью является стабильной и не зависит от параметров развития экономики. Необходимы действия, направленные на поддержание рождаемости и укрепление семьи, а также понимание того, что ключевой вклад по этому направлению в итоге формирует общая ситуация, связанная с динамикой уровня и качества жизни в стране.
Ситуация со смертностью, если сравнивать Россию с другими странами, до сих пор крайне тяжелая, и особенно это касается мужского населения – наша страна здесь выделяется на общемировом фоне. В 2005-2019 гг. уровень смерти в России существенно снизился, и, соответственно, заметно увеличилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении. И это, возможно, один из самых важных социальных процессов последних десятилетий.
Разложение роста ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) показывает, что ряд мер в области здравоохранения, дорожного строительства, регулирования рынка алкоголя, наряду с ростом доходов населения оказали решающее влияние на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и внешних причин в 2005-2019 гг. (Рис. 1).
Рис. 1. Декомпозиция прироста ОПЖ при рождении в России в 2005-2019 гг. по укрупненным причинам смерти МКБ-10, лет
Если выделить наиболее агрегированные группы причин смерти, то в настоящее время самые важные из них – смертность от внешних причин и от болезней системы кровообращения. По мере роста ожидаемой продолжительности жизни все большее внимание должно быть уделено проблемам, связанным с онкологическими заболеваниями. Соответственным образом должны распределяться и финансовые ресурсы.
К числу основных факторов, влияющих как на высокий уровень смертности, так и на движение «вниз» уровня рождаемости, мы относим недостаточные доходы значительной части населения страны. Несмотря на сравнимый со странами Восточной Европы душевой ВВП, для России характерна крайне высокая дифференциация доходов – и эта ситуация усугубляется многолетним снижением, а затем стагнацией реальных доходов населения. Рост уровня доходов, более справедливое и, в конечном счете, более эффективное их распределение, борьба с бедностью, дальнейшая реализация показавших свою действенность мер семейной политики – это шаги, которые придадут дополнительные импульс демографическому развитию страны, и это касается как рождаемости, так и смертности.
Миграцию в таком контексте следует рассматривать как фактор, дополняющий демографическое развитие. В конечном счете величина миграционных потоков должна определяться темпами экономического роста и уровнем технологического развития экономики. При этом, разумеется, необходимо принимать во внимание естественное ограничение – возможности общества интегрировать то или иное количество мигрантов.
Рост демографической нагрузки на экономику – вызов для социальной политики
В последние годы Россия столкнулась с достаточно серьезным демографическим вызовом – неизбежным сокращением населения трудоспособных возрастов и одновременным ростом численности пожилого населения. Причем этот вызов носит долгосрочный характер и только в незначительной степени зависит от эффективности проводимой политики в области здравоохранения и демографии: он предопределен сложившейся на текущий момент половозрастной структурой населения страны.
Для определения уровня демографической нагрузки на экономику нами используются эффективные коэффициенты демографической нагрузки, определяемые как соотношение численности иждивенцев и занятых.
На рис. 1 представлены результаты оценки демографической нагрузки на экономику до 2050 г. при реализации консервативного демографического сценария и сохранения на всем прогнозном интервале половозрастных уровней участия в рабочей силе и уровней безработицы до пандемии. К основным характеристикам рассмотренного демографического сценария относятся:
- рост ОПЖ при рождении у мужчин до 77 лет к 2050 г. (2019 г. – 68,2 года);
- рост ОПЖ при рождении у женщин до 83 лет к 2050 г. (2019 г. – 78,2 года);
- стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне 1,55 ребенка на женщину (2019-2020 гг. – 1,50-1,51 ребенка на женщину);
- стабилизация миграционного прироста на уровне 100 тыс. чел. в год (2019 г. – 285 тыс. чел., 2020 г. – 106 тыс. чел.).
- половозрастные уровни участия в рабочей силе сохраняются на уровне 2019 г.
- половозрастные уровни безработицы сохраняются на уровне 2019 г.
В данном случае намеренно рассматривается достаточно жесткий сценарий (и по динамике уровней рождаемости и смертности, и по величине миграционных потоков), предполагающий сокращение численности населения страны в 2021-2050 гг. более чем на 10 млн. чел.
При сделанных предположениях общий эффективный коэффициент демографической нагрузки (107,5% в 2020 г.) возрастет до 121% к 2030 г., будет находиться приблизительно на этом уровне до начала 2040-х годов, после чего снова начнет расти и достигнет 140% к 2050 г. Таким образом, уровень демографической нагрузки на экономику, уже наблюдавшийся в начале 2000-х годов, будет превзойден только в 2040-е годы (Рис. 2).
Рис. 2. Эффективные коэффициенты демографической нагрузки на экономику России, %. Источник: отчетный период – расчеты ИНП РАН по данным Росстата, прогноз – расчеты ИНП РАН.
Тем не менее, важен не столько рост уровня демографической нагрузки на экономику, сколько изменение ее структуры. На рис. 2 для корректности сопоставлений к молодым иждивенцам условно отнесено неработающее население в возрасте 0-19 лет, а к пожилым – неработающие мужчины/женщины в возрасте 60/55 лет и старше. Если даже в настоящее время демографическая нагрузка на экономику со стороны молодежи все еще выше, чем нагрузка со стороны пожилых, то уже в среднесрочной перспективе ситуация впервые изменится, после чего разрыв между соответствующими кривыми начнет быстро возрастать.
Изменение возрастной структуры демографической нагрузки может стать одним из самых серьезных социально-экономических вызовов для страны, ответ на который потребует модификации сложившейся перераспределительной системы. В частности, модификация может затронуть налогово-бюджетную и социальную политику государства, а также повлиять на приоритезацию целей политики в области здравоохранения (маневр в пользу интересов пожилого населения).
Помимо рассмотренных демографических факторов, требует учета также и фактор производительности труда. Один и тот же уровень демографической нагрузки может по-разному влиять на состояние экономики при разных уровнях производительности. Меньшая производительность труда при одинаковом уровне демографической нагрузки означает, что общество может произвести меньший объем товаров и оказать меньший объем услуг. Как результат для поддержания приемлемого уровня жизни иждивенцев в этом случае потребуется перераспределение в их пользу большей доли ресурсов, что может снизить уровень жизни занятого населения, а также стать препятствием для экономического развития.
Для того чтобы реальная демографическая нагрузка на экономику возрастала медленнее соотношения численности иждивенцев и занятых, необходим рост производительности труда. Расчеты показывают, что, если в ближайшие 30 лет российская экономика будет расти в среднем только на 1% в год, этого окажется достаточно для полной компенсации прогнозируемого к 2050 г. роста эффективного коэффициента демографической нагрузки.
Миграция как фактор поддержания численности населения – возможности и ограничения
На протяжении всего постсоветского периода в России наблюдался устойчивый миграционный прирост населения. Он позволяет в большей или меньшей мере компенсировать естественную убыль населения. Успешность выполнения этой роли зависит от следующих факторов:
– масштабов депопуляции; она отмечалась в 1992-2012 гг. и с 2016 г. – до настоящего времени;
– величины миграционного прироста, который, судя по данным текущего учета населения, скорректированным по результатам Всероссийских переписей 2002 г. и 2010 г., в последнее десятилетие имеет тенденцию к сокращению.
К 2020-м годам число стран – потенциальных миграционных доноров России на постсоветском пространстве сократилось, в их качестве уже не следует рассматривать страны Балтии, Молдову, большую часть Украины. В значительной мере на миграцию в страны ЕС и ряд других стран, например, Турцию, переориентировались миграционные потоки из государств Закавказья. Казахстан из страны – основного миграционного донора России в 1990-е годы и первой половине 2000-х годов превратился в самостоятельный центр притяжения населения, в своеобразного «конкурента» России за мигрантов из стран Средней Азии.
За почти 30 лет постсоветской истории за пределами постсоветского пространства не появилось ни одной страны, которая могла бы рассматриваться в качестве нового миграционного донора России. В реальности Россия может рассчитывать на масштабную миграцию из трех стран Средней Азии – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Согласно последним прогнозам ООН[1], население этих стран в 2021-2035 гг. увеличится на 10 млн. чел., в 2036-2050 гг. – на 8,7 млн. чел. (табл. 1).
Таблица 1. Изменение численности населения основных стран – миграционных доноров России, 2021-2050 гг., тыс. чел. Источник: расчеты ИНП РАН на основе World Population Prospects 2019. https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population/
Страна | Всего | В том числе: | |
15-64 лет | 20-39 лет | ||
2021-2035 гг. | |||
Киргизия | 1348,7 | 1035,3 | 175,2 |
Таджикистан | 3105,0 | 2161,9 | 599,2 |
Узбекистан | 5594,9 | 4484,3 | -185,1 |
2036-2050 гг. | |||
Киргизия | 1253,2 | 792,6 | 514,8 |
Таджикистан | 3565,6 | 2231,0 | 1293,0 |
Узбекистан | 3878,4 | 2041,6 | 1181,1 |
Как и в России, во всех постсоветских странах сохраняется «волновая» динамика численности населения в молодых возрастах. Резкий спад числа рождений отмечался в 1990-е годы и первой половине 2000-х годов. Поэтому в ближайшие полтора-два десятилетия контингенты населения в наиболее экономически и демографически продуктивных возрастах в этих странах будут увеличиваться невысокими темпами.
Если рассчитывать на устойчивый миграционный прирост населения, тем более на его увеличение, необходимо проводить комплексную программу интеграции мигрантов, сложную организационно, затратную материально.
Таким образом, международная миграция может смягчать потери населения России от естественной убыли, но миграционная привлекательность России имеет серьезные ограничения. Компенсация естественной убыли, скорее всего, не превысит 50% потерь в ближайшие 10-15 лет. Резервы увеличения миграционного прироста существуют за пределами стран постсоветского пространства, но ставка на эти страны потребует максимизации усилий по проведению политики интеграции мигрантов в российское общество.
Внешняя трудовая миграция является преобладающим потоком международной миграции в Россию, однако потребности российского рынка труда в дополнительной рабочей силе вряд ли можно считать определяющими в его формировании. До недавних пор трудно было говорить об абсолютной нехватке предложения рабочей силы на российском рынке труда; она имела, скорее, структурный характер в отдельных регионах и видах экономической деятельности.
Достижимые цели демографического развития России
В рамках базового демографического прогноза численность населения России на начало 2035 г. может составить 143,9 млн. чел. (табл. 2.). В наибольшей степени увеличение численности населения по сравнению с инерционным сценарием (138,6 млн. чел. в 2035 г.) будет определяться снижением смертности и ростом рождаемости. При этом вклад миграционного фактора будет постепенно уменьшаться.
Таблица 2. Ключевые показатели базового демографического прогноза. Источник: расчеты ИНП РАН.
2019 г. | 2025 г. | 2030 г. | 2035 г. | |
Целевые показатели | ||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | ||||
мужчины | 68,2 | 71 | 73 | 75 |
женщины | 78,2 | 80 | 81 | 82 |
Суммарный коэффициент рождаемости, детей на женщину | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
Среднегодовой миграционный прирост, тыс. чел.* | 285 | 180 | 200 | 200 |
Расходы на здравоохранение консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, % к ВВП | 4,6 | 5,3 | 6,0 | 6,5 |
Реальные денежные доходы населения, 2019 = 100 | 100 | 118 | 135 | 160 |
Производные показатели | ||||
Численность населения на начало года, млн. чел. | 146,2** | 145,4 | 144,8 | 143,9 |
Общие коэффициенты, промилле: | ||||
рождаемости | 10,1 | 9 | 9 | 10 |
смертности | 12,3 | 11 | 11 | 12 |
естественного прироста | -2,2 | -1,9 | -2,4 | -2,4 |
миграции | 1,9 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Соотношение численности иждивенцев и занятых, % | 107,5*** | 117 | 120 | 121 |
* За периоды 2019 г., 2020-2924 гг., 2025-2029 гг., 2030-2034 гг.
** На начало 2021 г.
*** За 2020 г.
Сокращение смертности будет опираться на рост расходов расширенного правительства на здравоохранение до 6,5% ВВП. Рост рождаемости будет поддерживаться достаточно динамичным экономическим развитием в период 2021-2035 гг. (среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 3,1%), а также ростом реальных располагаемых денежных доходов населения за этот период (в 1,6 раза).
Наибольший вклад в увеличение ожидаемой продолжительности жизни в период до 2035 г. внесет снижение смертности от внешних причин и болезней системы кровообращения. Например, при общем росте ожидаемой продолжительности жизни у мужчин в 2019-2035 гг. на 6,8 лет вклад снижения уровня смертности от внешних причин и болезней системы кровообращения, согласно прогнозу, составит около 5 лет (табл. 3).
Таблица 3. Декомпозиция прогнозируемого роста ОПЖ при рождении по укрупненным причинам смерти в базовом демографическом сценарии. Источник: расчеты ИНП РАН.
2025 г. | 2030 г. | 2035 г. | |
Рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении по отношению к 2019 г., лет | |||
мужчины | 2,8 | 4,8 | 6,8 |
женщины | 1,8 | 2,8 | 3,8 |
Вклад укрупненных групп причин смерти в увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении по отношению к 2019 г., лет | |||
внешние причины заболеваемости и смертности | |||
мужчины | 1,1 | 1,8 | 2,4 |
женщины | 0,3 | 0,4 | 0,6 |
смертность от болезней системы кровообращения | |||
мужчины | 1,1 | 1,8 | 2,4 |
женщины | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
другие причины смерти | |||
мужчины | 0,6 | 1,2 | 2,0 |
женщины | 0,7 | 1,1 | 1,7 |
В целом только за счет увеличения численности населения (по сравнению с инерционным сценарием) и связанного с этим расширения внутреннего спроса в период 2021-2035 гг. в условиях базового демографического сценария будет обеспечено дополнительное увеличение среднегодовых темпов прироста ВВП примерно на 0,1 проц. п., или примерно на 3 трлн. руб. (в ценах 2021 г.)
[1] World Population Prospects 2019. https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population/