Выступление: “Социальная политика России: от выживания к развитию”


Выступление состоялось в рамках прошедшей 22-24 марта 2023 г. V-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию (22-24 марта, Россия, Московская область). Том 5

Социальная политика России: от выживания к развитию

Нынешняя модель социальной политики сформировалась в 1990-е годы, когда перед властями страны стояли цели, далёкие от социального развития общества. А именно, властей тогда интересовала быстрая и бесповоротная гибель советского государства. При этом довольно глупо отрицать факт того, что экономика страны находилась в упадке и не могла дальше финансировать советскую систему льгот и пособий. Однако выбор метода демонтажа советского государства основывался исключительно на политических соображениях.

Изменилась и модель справедливости – у людей появилась возможность заработать огромное состояние. Тем же, кто по тем или иным причинам не стал богатым и состоятельным человеком, государство со временем стало гарантировать оплату труда на уровне не ниже МРОТ, а также различные пособия и меры поддержки в случае наступления тех или иных социальных рисков.

Государство отдало на откуп обществу вопросы формирования правил жизни этого самого общества. Однако за столь красивыми словами скрывались частные транснациональные компании и представители глобальных элит, целью которых являлось взять под свой контроль не только прибыльные предприятия различных отраслей, но и социальную сферу – культуру, науку, образование.

В 1990-х гг. ещё были иллюзии, что этот контроль будет осуществляться в интересах российского народа. На практике же мы получили деградацию экономики, развал ведущих научных институтов и навязывание чуждых простому человеку ценностей и концепций. Определённый провал с последним послужил основанием для использования такого понятия, как «коллективная ответственность» при введении санкций 2022 года.

Так как социально-экономическая система существует относительно долго, не особо претерпевая существенных изменений, есть возможность сделать выводы о том, какими фундаментальными свойствами она обладает. Первым из них является низкая доля оплаты труда в ВВП – менее 48% ВВП в последние 20 лет. Недофинансирование зарплат, а также их неравномерное распределение, приводят к следующему фундаментальному свойству системы – высокому уровню бедности и неравенства.

Следующее свойство системы – низкий демографический потенциал. За всё время постсоветской истории России рождаемость превышала смертность только в 2013–2015 годах и то суммарно на 87 тыс. человек. Для сравнения, в период с 1991 г. по 2012 г. естественная убыль населения составила более 13 млн. человек. Другими свойствами системы являются: утечка мозгов, большая дистанция между государством и обществом.

Если же говорить про альтернативную социальную модель, то она должна в себе учитывать ряд вызовов, самым крупным из которых является будущее изменение рынка труда. Развитие технологий и их массовое внедрение способно оставить без работы сотни тысяч людей, поэтому система должна не просто учитывать это явление, а стараться обернуть его в свою пользу. Более того, если перед экономикой страны ставится задача в среднесрочном/долгосрочном периоде существенно нарастить темпы роста экономики, то на отрицательном демографическом тренде без повышения производительности труда это сделать будет попросту невозможно.

Ещё одной важной предпосылкой социальной модели является то, что она должна опираться на собственные ценности. Постсоветская Россия – страна индивидуализма, тогда как СССР был скорее про коллективистские ценности. Будущая социальная система, в особенности система образования, должны опираться на более близкие русскому человеку ценности коллективизма.

Следующей предпосылкой является антропоцентрический традиционализм социальной модели. Современный глобалистский дискурс постепенно приближается к трансгуманизму, далеко зашёл в транссексуализме, а также рассматривает вопрос наделения искусственного интеллекта субъектностью. Поэтому, представляется важным центральное место в социальной модели отвести человеку в том виде, в котором его создала природа. Ну или Бог, тут кому как больше нравится.

Последней предпосылкой является то, что эта социальная модель должна быть привлекательной для людей и обладать потенциалом для экспансии, в первую очередь на постсоветском пространстве. Это означает, что наряду с антропоцентризмом, центральное место должно быть и у некоторой универсальной ценности, важной для абсолютно каждого человека. Такой ценностью может являться счастье. Государство может взять на себя обязательство стараться делать своих людей как можно счастливее. Однако тут возникает проблема с тем, что именно является счастьем для конкретного человека.

И отчасти справиться с этой проблемой помогает предыдущая предпосылка об антропоцентризме. Она позволяет выделить человеческое счастье и не совсем человеческое счастье. К не совсем человеческому счастью относится то счастье, которое возникает в результате социальных практик и действий, выходящих за рамки традиционных человеческих ценностей и естественных понятий. Например счастье, возникающее в результате употребления психоактивных веществ, едва ли можно назвать человеческим. Ровно, как и счастье, возникающее, например, в однополых семьях.

Таким образом, предполагается, что государство поощряет и стимулирует людей в их стремлении достичь человеческого счастья, тогда как всё остальное либо игнорируется, либо запрещается, в зависимости от степени отрицательного влияния этого явления на общество. В каком-то смысле это можно назвать идеологией человеческого счастья. И хоть счастливы люди бывают всегда и везде, окружающее их государство и общество могут добавлять поводов для его обретения, либо же создавать препятствия.

Но даже словосочетание «идеология человеческого счастья» не позволяет полностью представить и понять, каким образом может выглядеть современная социальная система, основанная на собственных ценностях. Для более предметного описания идеология человеческого счастья может быть рассмотрена сквозь призму модели человеческого капитала, состоящей из следующих элементов: социальный капитал, семейный капитал, капитал здоровья, капитал возможностей, капитал окружающей среды и экономический капитал.

Под капиталом возможностей понимается совокупность социальных институтов, инструментов и ресурсов, позволяющих человеку развиваться, достигать успеха и самореализовываться в обществе. Социальный капитал – это совокупность социальных институтов, правил и традиций, определяющих человеческое взаимодействие и общение. Под семейным капиталом понимается институт семьи, который был специально выделен из социального капитала.

Следующий капитал – капитал здоровья. Под ним понимается физиологическое и психологическое благополучие людей, без которого сложно быть счастливым. Предпоследний капитал – это капитал окружающей среды. К нему относится природные ресурсы и экосистемы, а также та среда, в которой человек живёт и работает. К последнему относятся городские и сельские пространства, а также жилище и его качество. Последним по счёту капиталом, но не последним по важности, является экономический капитал.

Рассматривая каждую из этих сфер, во-первых, с антропоцентрических позиций и, во-вторых, с позиции человеческого счастья, можно получить список мер и вещей, которые государству стоит поддерживать, а какие поддерживать не стоит или стоит запретить.

Комментарии:

Ещё на сайте: