Презентация прошла в рамках совместного заседания семинаров “Экономические проблемы энергетического комплекса” (семинар им. А.С. Некрасова ) и “Отрасли и регионы”. Посмотреть другие выступления семинаров можно здесь и здесь.
Таймкоды в комментариях к видео на Youtube.
Название выступления
Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики
Докладчик
Губанов Максим Михайлович, к.т.н., руководитель направления по энергетике и ЖКХ АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»
Аннотация
Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (п. 15, в) поставлена задача «гарантированного обеспечения доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах».
Вместе с тем, особенности сложившейся системы государственного управления в электроэнергетике не позволяют рассматривать развитие распределенной генерации в качестве эффективного решения по обеспечению потребностей социально-экономического развития удаленных территорий, что ограничивает приток возможных инвестиций в эту сферу.
С целью создания организационных и финансовых предпосылок для технологического обновления энергетического хозяйства муниципальных образований в зоне децентрализованного электроснабжения «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами разработало «Концепцию привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики». Этот документ предусматривает создание государственной системы управления развитием локальной энергетики, инструментов государственной поддержки частных инвестиций, источников федерального софинансирования и механизмов доведения финансирования до конкретных проектов, что в совокупности обеспечит оптимизацию расходов бюджетной системы на «северный завоз» топлива, снижение межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и повышение энергетической эффективности экономики макрорегиона.
Презентация
Краткое содержание концепции
1. Наделение полномочиями и ответственностью главы МО
Глава Муниципального образования в зоне децентрализованного электроснабжения наделяется полномочиями и ответственностью по разработке (актуализации) Схемы энергоснабжения с учетом схемы теплоснабжения и программы энергосбережения и повышения энергоэффективности МО. Эта работа должна быть основана на Стратегии социально-экономического развития МО и взаимоувязана со Схемой и программой развития электроэнергетики на территории субъекта РФ (сейчас этого нет).
2. Независимый аудит объектов энергоснабжения
Схема энергоснабжения МО разрабатывается специализированной инженерно-консалтинговой компанией на основании муниципального контракта. В нем обосновывается необходимость и целесообразность модернизации объектов энергетики со стороны действующего собственника, а также предлагаются возможные мероприятия по повышению энергоэффективности объектов энергетического хозяйства.
3. Предмет диалога
Схема энергоснабжения МО согласуется с энергоснабжающей компанией (государственная, муниципальная или частная собственность), а сама разработка мероприятий является предметом для профессионального диалога между публичной властью (МО, субъектом РФ) и собственником объектов энергетики (энергоснабжающая компания).
4. Механизм воздействия
В случае, если энергоснабжающая компания не может реализовать или не заинтересована в реализации мероприятий в рамках регулируемой инвестиционной программы за счет собственных средств, на основании Схемы энергоснабжения МО энергоснабжающей компанией / МО / субъектом РФ возможно объявление технологически нейтрального конкурса:
- на энергосервисные мероприятия;
- на концессионное соглашение;
- на гарантированное энергоснабжение.
5. Конкуренция поставщиков
Заинтересованные инвесторы (энергосервисные компании, концессионеры, гарантирующие поставщики) изучают конкурсную документацию и на основе
Схемы энергоснабжения МО, разрабатывают технико-экономические предложения по применению своей технологии и финансовую модель реализации проекта, а также определяют возможные тарифные последствия от реализации мероприятий. Проводится открытый конкурс и определяется победитель согласно критериям конкурсной документации.
6. Федеральная поддержка реализации проектов
Стимулирующие меры (Минэнерго России):
- открытая публикация информации о проектах (требования к СиПР, ГИС ТЭК, ГИС «Энергоэффективность», ГИС ВИЭ, другие информационные ресурсы);
- управление использованием «Дальневосточной надбавки»;
- утверждение типовых договоров на энергосервис, концессию и гарантированное энергоснабжение (разработка механизма интегрированного энергетического контракта);
- участие представителей в региональных конкурсных комиссиях.
Поддерживающие меры (структуры МВР):
- информирование о проектах и привлечение инвесторов – АНО АПИ;
- получение льгот ТОР/СПВ – АО «КРДВ»;
- субсидии на технологическое присоединение – АО «КРДВ»;
- льготное финансирование – (структура МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»);
- капитальный грант – (структура МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).
7. Источник для поддерживающих мер:
- средства федерального бюджета – создание подпрограммы «Развитие распределенной генерации» в рамках государственной программы социально- экономическое развитие Дальнего Востока и Арктической зоны);
- средства региональных бюджетов (профильные программы);
- тарифные отчисления «Дальневосточной надбавки»;
- «Белые» и «Зеленые» сертификаты для крупных генерирующих компаний;
- средства от продажи «зеленых облигаций».
8. Выгоды от реализации:
- получение объективной информации о состоянии системы энергоснабжения населенных пунктов в зоне децентрализованного электроснабжения и возможности оптимизации затрат на «северный завоз» топлива;
- выбор наиболее рационального решения по обеспечению энергоснабжения населенного пункта на долгосрочную перспективу (новая генерация/модернизация/повышение энергоэффективности);
- обеспечение конкуренции при участии частных инвестиций в строительство/модернизацию объектов распределенной генерации;
- повышение экономической эффективности реализации проектов для инвесторов и вероятности их реализации за счет мер федеральной поддержки;
- исключение нерациональных затрат на развитие электросетевой инфраструктуры в ДФО и Арктике при снижении (не увеличении) затрат на энергоснабжение населенных пунктов;
- повышение инвестиционной привлекательности отрасли распределенной энергетики в ДФО и Арктике, расширение возможностей для привлечения частных технологических и финансовых инвестиций;
- реализация государственной политики в сфере энергетики и развития Дальнего Востока и Арктики.
Ключевые предложения концепции
Разработка и утверждение подпрограммы «Развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных районах» к государственным программам социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны с целью привлечение частных инвестиций в реализацию проектов модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации.
В рамках указанной подпрограммы обеспечить:
- Наделение полномочиями и ответственностью руководителей органов местного самоуправления за разработку комплексных схем и программ энергоснабжения и повышения энергетической эффективности населенных пунктов в зоне децентрализованного электроснабжения.
- Разработку и использование при модернизации объектов локальной энергетики механизма привлечения частных инвестиций на основе договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающего в себя условия энергосервисного договора (Федеральный закон «Об энергосбережении…» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, статья 20) для обеспечения возможности выбора потенциальным инвестором наиболее рационального решения по энергоснабжению населенного пункта на долгосрочную перспективу.
- Наделение полномочиями институтов развития Дальнего Востока и Арктики по представлению льготного долгосрочного государственного финансирования под реализацию проектов модернизации локальной энергетики и определение условий выделения этого финансирования.
- Финансирование подпрограммы из федерального бюджета в размере до 10 млрд руб.
- Расширение полномочий ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» или создание специального Фонда развития распределенной генерации в удалённых и изолированных районах для проведения экспертизы проектов, определения возможности их софинансирования из федерального бюджета, установления соответствующих критериев и дальнейшего сопровождения реализации проектов частными инвесторами.
Концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределённой генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики (проект)
Разработчик:
АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта»
Концепция носит ознакомительный характер и будет доработана по результатам обсуждений с ответственными ФОИВами, РОИВами и заинтересованными организациями
Замечания и предложения по доработке концепции просим направлять в АНО АПИ
Контактное лицо:
Ведущий менеджер
Губанов Максим Михайлович
тел.: +7 (916) 571-41-69
e-mail: m.gubanov@investvostok.ru
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Обоснование необходимости разработки концепции.
- Объекты локальной энергетики в ДФО и Арктике.
- Система государственного управления развитием распределенной генерации
- Модель привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации
- Источники софинансирования реализации мероприятий.
- Реализация пилотного проекта и масштабирование мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных направлений развития электроэнергетической отрасли в мировой практике является переход от строительства крупных электростанций и развития магистральных электрических сетей к созданию системы распределенной генерации, что вызвано появлением и активным развитием технологий автономного энергоснабжения с использованием в качестве первичного ресурса как традиционных энергоносителей (газ, нефть, дизельное топливо, уголь, мазут), так и возобновляемых источников энергии (ветер, солнце, вода, биомасса, биогаз и т.п.).
Реализация этого направления в нашей стране закреплена в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 (п. 15, в): «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах». Аналогичный пункт вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 года № 2101-р (раздел II, п. 4, задача 2).
Таким образом, на федеральном уровне поставлена государственная задача развития распределенной генерации в удалённых и изолированных энергорайонах, при этом до настоящего времени отсутствует комплексная система для ее реализации, а источника финансирования не предусмотрено ни в отраслевой государственной программе «Развитие энергетики», ни в макрорегиональных программах «СЭР ДФО» и «СЭР Арктической зоны». Результаты проведенного анализа документов стратегического планирования представлены в приложении 1.
Принимая во внимание нахождение большей части территории Дальнего Востока и Арктики в зоне децентрализованного электроснабжения и действующую государственную политику по социально-экономическому развитию этих территорий, закрепленную в соответствующих документах стратегического планирования по территориальному принципу, развитие распределенной генерации в рамках создания энергетической инфраструктуры является необходимым направлением деятельности институтов развития Дальнего Востока и Арктики.
Учитывая наличие интересов со стороны различных энергетических и технологических компаний к участию в проектах локальной энергетики, а также высокий уровень затрат бюджетной системы Российской Федерации на энергоснабжение удаленных территорий, имеется существенный потенциал привлечения частных инвестиций для реализации проектов развития распределенной генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удалённых и изолированных энергорайонах Дальнего Востока и Арктики.
В настоящее время для реализации проектов развития распределенной генерации могут быть применены следующие действующие механизмы:
- инвестиционные программы действующих энергетических компаний (ограничены тарифами на электроэнергию для потребителей);
- энергосервисный контракт, может быть реализован заинтересованным инвестором при наличии согласия энергетической компании и возможности экономии топлива (согласно постановлению Правительства РФ от 30.01.2019 № 64) и методике ФАС России (приказ ФАС России от 29 мая 2019 г. №686/19);
- концессионное соглашение (для объектов в государственной и муниципальной собственности), реализуется при наличии интереса со стороны собственника (орган государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления) и инвестора и согласовании долгосрочных параметров регулирования.
С целью расширения указанных механизмов и стимулирования энергетических компаний и субъектов РФ к реализации проектов распределенной генерации был утвержден План мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях (распоряжение Правительства РФ от 15.08.2019 № 7456п-П9).
В рамках реализации Плана были подготовлены две концепции:
- «Концепция проведения модернизации объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях» (автор – Ассоциация «НП Совет Рынка», регулятор рынка электроэнергии и мощности ЕЭС России).
Предполагает запуск рыночных механизмов, в рамках которых на конкурентной основе будет определен наиболее эффективный поставщик электроэнергии для каждой ИТТ, с которым будет заключено концессионное соглашение, предполагающее модернизацию объектов локальной энергетики с одновременным снижением (не увеличением) перекрестного субсидирования на энергоснабжение потребителей в ИТТ на перспективу 10 лет. При этом стоимость поставки электроэнергии по результатам конкурса будет зафиксирована без последующей ее индексации на величину инфляции в течение срока действия соглашения. Ключевой момент – конкуренция между поставщиками.
- «Предложение по разработке схемы модернизации неэффективной дизельной (мазутной и угольной) генерации в удаленных и изолированных территориях России» (автор – ООО «Альтрэн», инвестор в распределенную генерацию).
Предложения базируются на участии в проектах государственного инвестора в лице АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» или другого инвестиционного фонда в виде предоставления на конкурентной основе льготного финансирования на срок не менее 10 лет действующим собственникам энергетических объектов для реализации проектов модернизации неэффективной генерации в ИТТ с привлечением малых инновационных предприятий в качестве подрядчиков на реализацию мероприятий. Ключевой момент – льготное возвратное финансирование.
АНО АПИ в инициативном порядке письмом от 27.03.2020 № 1-20-668 направило в субъекты ДФО и Арктической зоны на рассмотрение обе версии концепции модернизации ДЭС в ИТТ (НП «Совет Рынка» и ООО «Альтрэн») в целях сбора и анализа позиций регионов и формирования консолидированной позиции институтов развития Дальнего Востока и Арктики для дальнейшего вынесения на уровень Правительства Российской Федерации.
В процессе сбора позиций заинтересованных сторон со стороны Минвостокразвития России была предложена третья версия документа:
- «Концепция развития и модернизации (реконструкции) локальной генерации на децентрализованных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (автор – ГК «Хевел», инвестор в распределенную генерацию).
Предложения базируются на появлении источника бюджетного софинансировании проектов модернизации локальной энергетики, реализация которых не является привлекательным инвестиционным проектом для частных инвесторов. В качестве этого источника предлагается использовать отдельную подпрограмму в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Ключевой момент – бюджетное софинансирование.
С целью анализа разработанных концепций и формирования консолидированной позиции институтов развития Дальнего Востока и Арктики для дальнейшей разработки модели привлечения частных инвестиций в проекты развития распределённой генерации в удалённых и изолированных энергорайонах АНО АПИ была организована рабочая группа с участием представителей Минвостокразвития России, АО «ФРДВ» и Ассоциации «НП Совет Рынка». Положения концепций также обсуждаются с профильными органами власти в субъектах ДФО и Арктики, НП «Распределенная энергетика» и заинтересованными инвесторами в сферу распределенной генерации. Позиции заинтересованных сторон упрощенно представлены в приложении 2.
Конечной целью данной работы является подготовка комплектного документа, который может стать основой для дальнейшего внесения изменений в действующие нормативные правовые акта для:
- Создания комплексной системы государственного управления обеспечением энергоснабжения удаленных территорий;
- Появления источников финансирования реализации мероприятий;
- Определения механизмов доведения финансирования до заинтересованных инвесторов;
- Обеспечения снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике на долгосрочную перспективу.
Решение совокупности указанных задач обеспечит привлечение частных финансовых и технологических инвестиций в проекты развития распределенной генерации и социально-экономическое развитие в зоне децентрализованного электроснабжения Дальнего Востока и Арктики.
В настоящее время Аналитическим центром при Правительстве РФ собрана статистическая информация об объектах распределенной генерации в РФ, которая дает первичное представление и возможность потенциальной оценки масштабов реализации мероприятий. Информация размещена на официальном сайте Минэнерго России (https://minenergo.gov.ru/node/16540) и описана в аналитическом отчете АЦ (https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/генерации_в_ИТТ.pdf).
Таблица 1. Характеристика ИТТ и объектов генерации в них в регионах России в 2018 год (данные по субъектам Дальнего Востока и Арктики).
Субъект Российской Федерации | Население, чел. | Количество генерирующих объектов, ед. | Мощность генерации, кВт | Выработка электро- энергии, млн. кВтч | Удельные расходы на выработку электроэнергии, руб./кВтч | Субсидии на компенсацию выпадающих доходов, млн. руб. |
Республика Саха | 95 757 | 141 | 205 988 | 280,9 | 42,7 | 8 496,1 |
Камчатский край | 34 343 | 42 | 116 794 | 182,3 | 35,0 | 3 630,0 |
Ямало-Ненецкий АО | 41 819 | 44 | 88 467 | 155,4 | 22,3 | 1 896,3 |
Хабаровский край | 39 321 | 64 | 83 343 | 136,5 | 20,3 | 63,4 |
Архангельская обл. | 20 429 | 50 | 46 362 | 61,8 | 18,9 | 767,8 |
Сахалинская область | 19 301 | 13 | 43 583 | 114,2 | 13,7 | 1 311,5 |
Ненецкий АО | 10 854 | 32 | 35 529 | 23,9 | 32,0 | 365,6 |
Приморский край | 6 606 | 15 | 11 295 | 15,3 | 20,0 | 217,8 |
Магаданская область | 2599* | 10 | 4 930 | 6,0 | 32,5 | 17,9 |
Забайкальский край | 3 677 | 16 | 2 315 | 3,9 | н/д | 104,9 |
Мурманская область | 470* | 7 | 1 944 | 2,0 | 31,2 | 21,4 |
Амурская область | 603 | 5 | 1 020 | 2,6 | 18,4 | 48,3 |
Запрошенная информация была представлена не всеми субъектами ДФО и АРЗ, при этом её достаточно для проведения сравнительного анализа. Суммарный размер субсидий на компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих компаний в ДФО и АРЗ оценен в размере более 15 млрд руб. в год.
Также была выполнена оценка потенциала возможной экономии топлива при реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов генерации. Расчеты показали, что потенциальный размер экономии на топливо с 2020 по 2030 год по рассматриваемым объектам генерации в ИТТ в России может составить около 16 млрд руб. (согласно методике ФАС России).
Максимальный размер экономии возможен в Республике Саха (Якутия) – около 5,9 млрд руб. (оценка произведена не по всем объектам генерации в ИТТ). В группу лидеров также вошли Камчатский край (3,04 млрд руб.), Сахалинская область (1,57 млрд руб.) и Красноярский край (1,58 млрд руб.).
В качестве дальнейших шагов для определения потенциала модернизации предложено ранжирование объектов генерации на 3 потенциальные группы:
- Модернизация не требуется.
- Модернизация требуется, и она может быть инвестиционно привлекательной.
- Модернизация требуется, но она не может быть инвестиционно привлекательной в текущих условиях регулирования (требуются дополнительные меры поддержки).
По третьей группе целесообразно (и планируется) провести оценки по ряду возможных мер поддержки: 1) Льготные кредиты; 2) Возможность сохранения экономии расходов не только по топливу, но и по операционным расходам (по ФОТ и по расходам на ремонт); 3) Налоговые льготы. 4) Субсидии на инвестиции (например, гранты).
Таким образом, представленный аналитический отчет позволяет укрупнённо оценить потенциал оптимизации расходов на функционирование генерации в ИТТ в РФ.
С целью определения технической возможности и экономической целесообразности реализации мероприятий по модернизации источников энергоснабжения необходима системная работа в этом направлении, в первую очередь, на региональном и муниципальном уровнях власти. Эту работу целесообразно осуществлять в рамках ежегодной актуализации документов в сфере перспективного планирования в энергетике, к которым относятся следующие:
На федеральном уровне:
- Схема и программа развития ЕЭС России (ПП РФ от 17.10.2009 № 823)
На региональном уровне:
- Схема и программа развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации (ПП РФ от 17.10.2009 № 823)
- Межрегиональные и региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (ПП РФ от 10.09.2016 № 903)
На муниципальном уровне:
- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа (ПП РФ от 14.06.2013 № 502)
- Схема теплоснабжения (ПП РФ от 22.02.2012 № 154)
- Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ПП РФ от 31.12.2009 № 1225)
Стоит отметить, что в настоящее время нет документа в сфере перспективного планирования развития энергетики для муниципальных образований (по аналогии со схемой теплоснабжения или водоснабжения МО), наличие которого позволило бы закрепить необходимость системной работы органов местного самоуправления в этом направлении.
Наличие такого документа и информации в нем о перспективах социально-экономического развития муниципального образования, действующих источниках локального энергоснабжения, текущем и перспективном энергетическом балансе, затратах на энергоснабжение, перспективах модернизации генерирующих источников, наличии доступных энергетических ресурсов, включая местные виды топлива и ВИЭ, позволило бы потенциальному инвестору разработать технико-экономическое обоснование по автономному энергоснабжению населенного пункта на обозримую перспективу, а также являлось бы средством государственного контроля энергоснабжающей организации, по аналогии как СиПР для энергетических компаний.
Необходимость создания такого документа обусловлена очевидным фактом того, что обеспечить централизованное электроснабжение всей территории ДФО и Арктики на обозримую перспективу невозможно и экономически нецелесообразно, при этом задачей государственного управления является «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» на всей территории РФ. Следовательно, в целях получения долгосрочных экономических эффектов от реализации программы, стоит изначально признать, что необходима разработка комплексной системы государственного управления развитием электроэнергетики, обеспечивающей параллельное и согласованное развитие зон централизованного и децентрализованного электроснабжения, что и может быть обеспечено только в рамках ежегодной разработки документов перспективного планирования. Эти документы становятся основой для инвестиционных программ электросетевых компаний (регулируемая деятельность), а также служат для построения долгосрочного прогноза спроса на электроэнергию и мощность, покрытие которого только в ценовых зонах ЕЭС России возможно за счет внедрения рыночных отношений (рынок ЭЭ и мощности).
Функционирование локальной энергетики является регулируемым видом деятельности по технологическим и экономическим причинам, поэтому и подход к этим проектам должен быть соответствующий.
Также принципиально необходимо согласиться с тем, что конечной целью настоящей концепции является не факт модернизации заданного количества ДЭС в ДФО и Арктике, а создание системы государственного управления развитием распределенной генерации и определение источников финансирования реализации мероприятий, при наличии которых эта модернизация осуществлялась бы без прямого участия ФОИВов и приводила бы к совокупной оптимизации государственных расходов на энергоснабжение удаленных территорий и одновременное развитие централизованной электросетевой инфраструктуры.
Предложения АНО АПИ
- Целесообразно со стороны субъектов РФ обеспечить наличие информации о муниципальных образованиях в зоне децентрализованного электроснабжения в рамках ежегодной разработки и актуализации Схемы и программы развития электроэнергетики.
- Закрепить в ПП РФ от 17.10.2009 № 823 необходимость ежегодной разработки схем электроснабжения муниципальных образований в зоне децентрализованного электроснабжения на перспективу 5 лет, которая будет основана на стратегии социально-экономического развития МО и синхронизирована с другими программными документами.
- Утверждение указанного документа целесообразно предусмотреть на уровне главы муниципального района с включением соответствующего критерия в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607).
В рамках разработки этого документа необходимо выполнение оценки затрат на энергоснабжение населенного пункта и предложение вариантов по их оптимизации на основе комплексных мер по энергосбережению, повышению энергетической эффективности объектов ТЭК и ЖКХ, использованию местных энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники тепловой и электрической энергии, а также определить объекты, на которые целесообразно привлекать частных инвесторов на конкурентной основе.
Указанный документ может являться основой для расчета региональными органами тарифного регулирования необходимой валовой выручки энергоснабжающей компании.
Стоит отметить, что подобные документы были уже разработаны ООО «ЦЭНЭФ» в 2017 году для населенных пунктов пос. Сангар (Якутия) и пос. Эвенск (Магаданская область), но не нашли практического применения в силу отсутствия заинтересованных инвесторов и механизмов возврата инвестиций в реализацию мероприятий (http://www.cenef.ru/file/Low-Carbon_rus.pdf).
Применительно к синхронизации планов развития Единой электроэнергетической системы и распределенной генерации в зоне децентрализованного электроснабжения предлагаемая система государственного управления схематично представлена в приложении 3.
Организационная модель по обеспечению развития распределенной генерации предполагает привлечение частных финансовых и технологических инвестиций для реализации мероприятий.
Возможные механизмы возврата инвестиций:
- Энергосервисный контракт – для объектов в частной и государственной собственности (например, собственник – АО или ГУП, частный инвестор – энергосервисная компания), фиксируется величина экономии топлива;
- Концессионное соглашение (ГЧП) – для объектов в государственной и муниципальной собственности (например, собственник – МУП, частный инвестор – концессионер), фиксируется формула тарифа;
- Инвестиционная программа нового гарантирующего поставщика (в случае его изменения в результате соответствующих решений субъектов РФ и проведения открытых конкурсных процедур), расчет тарифа на основе нормативной валовой выручки;
- Интегрированный энергетический контракт – для объектов энергоснабжения в собственности одной организации (фиксируется базовый уровень всех затрат на энергоснабжение поселения, аналог договору на энергоснабжение с элементами энергосервиса).
Во всех указанных моделях предполагается, что источником возврата инвестиций является повышение эффективности энергоснабжения населенного пункта, при этом:
- первый механизм направлен на повышение эффективности только объектов генерации действующего гарантирующего поставщика (или в общем случае объектов потребления энергоресурсов со стороны потребителя);
- второй механизм на комплексное повышение эффективности системы энергоснабжения (генерация + сети) с передачей в эксплуатацию объектов от действующего гарантирующего поставщика (МУП) более эффективному частному инвестору или разделение ответственности между частным инвестором и эксплуатирующей организацией (ГЧП);
- третий механизм предполагает изменение действующего гарантирующего поставщика – частного собственника и создание на его базе новой компании, обеспечивающей прямые инвестиции в повышение энергетической эффективности всей системы энергоснабжения (генерация + сети) в рамках регулируемых тарифов;
- четвертый – на комплексное повышение энергетической эффективности изолированной энергосистемы, включая мероприятия на стороне потребителя, с передачей объектов от действующего гарантирующего поставщика (МУП) более эффективному частному инвестору.
Последний механизм пока зарекомендовал себя только в международной практике и является наиболее перспективным, так как позволяет инвестору определить наиболее рациональное решение по энергоснабжению населенного пункта на долгосрочную перспективу на основе сопоставления экономической эффективности мер по развитию генерации и оптимизации энергопотребления за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности на стороне потребителя. В рамках решения поставленной задачи развития распределенной генерации является сложным для реализации и требует более глубокого осмысления и научной проработки.
Поэтому с учетом позиций участников обсуждения, представленных в приложении 2, действующих НПА в сфере привлечения инвестиций в объекты энергетики, а также на основании опыта привлечения инвестиций в проекты распределенной генерации в ДФО к дальнейшему рассмотрению и поддержке в рамках настоящей концепции целесообразно принять следующие механизмы возврата инвестиций в модернизацию объектов локальной энергетики, поддерживая дальнейшее совершенствование законодательства в этом направлении:
- Энергосервисный контракт – на объекты генерации частных и государственных собственников (экономия топлива по ПП РФ от 30.01.2019 № 64, приказ ФАС России от 29 мая 2019 г. №686/19);
- Концессионное соглашение (ГЧП) – на объекты локального энергоснабжения, включая сетевое хозяйство, для государственной и муниципальной собственности (ФЗ от 21.07.2005 № 115-ФЗ / ФЗ от 13.07.2015 № 224-ФЗ).
- Инвестиционная программа гарантирующего поставщика в рамках осуществления регулируемой деятельности (законодательство в сфере электроэнергетики) при регистрации нового юридического лица.
Особенности реализации
Учитывая ключевые предложения разработанных концепций: обеспечение конкуренции (Ассоциация «НП Совет Рынка»), льготное возвратное финансирование (ООО «Альтрэн»), бюджетное софинансирование (ГК «Хевел»), а также полученные позиции заинтересованных сторон, и, принимая во внимание особенности регулирования тарифов в электроэнергетике за счет перекрестного субсидирования, необходимо обеспечить наличие стимулирующих и поддерживающих мер для реализации проектов развития распределенной генерации.
Стимулирующие меры
В качестве наиболее действенной стимулирующей меры на федеральном уровне для субъектов РФ может служить возможное снижение Дальневосточной надбавки, при этом необходимо отметить, что она действует только в 5 субъектах ДФО и направлена только на выравнивание тарифов для потребителей до среднероссийского уровня (операционные затраты).
Стимулирующей мерой является открытая публикация информации о действующих объектах локальной энергетики и их характеристиках (реализовано на сайте Минэнерго России), позволяющие проводить сравнительный анализ поставщиков в различных регионах страны.
Проведение открытых конкурсов на выбор (изменение) гарантирующего поставщика для населенного пункта в зоне децентрализованного электроснабжения также может быть стимулирующей мерой, при этом необходимо учитывать региональные особенности, исторически сложившуюся систему управления ТЭК в регионе и наличие заинтересованных инвесторов в реализацию мероприятий по модернизации и дальнейшей эксплуатации энергетического хозяйства.
Разработка стимулирующих мер для субъектов РФ и действующих на их территории гарантирующих поставщиков относится к компетенции профильного федерального органа исполнительной власти в сфере энергетики (Минэнерго России).
Поддерживающие меры
Основной задачей институтов развития Дальнего Востока и Арктики является создание условий для комплексного социально-экономического развития макрорегиона, к которым относится стимулирование инвестиционной деятельности за счет привлечения частных инвестиций.
Учитывая, что распределенная энергетика является сферой потенциального интереса для многих частных технологических компаний, включая зарубежные, целесообразно обеспечить для них возможность участия в проектах модернизации локальной энергетики на условиях инвестирования собственных средств.
Основными мерами поддержки в этом могут являться следующие:
- Информирование о возможностях реализации проектов;
- Доступ к участию в конкурсных процедурах и открытая конкуренция;
- Льготные налоговые режимы (ТОР/СПВ);
- Субсидирование процентной ставки по привлеченному финансированию;
- Субсидирование затрат на инфраструктуру (схема выдачи мощности, подъездные дороги);
- Субсидирование части затрат на строительство/модернизацию объекта (капитальный грант).
Целью настоящей концепции является разработка именно поддерживающих мер, которые наряду со стимулирующими обеспечат привлечение частных инвестиций в реализацию проектов модернизации ДЭС и развития распределенной генерации в ДФО и Арктике.
Привлечение инвесторов по модели энергосервисного договора
- Муниципальное образование в зоне децентрализованного электроснабжения обеспечивает ежегодную разработку (актуализацию) Схемы электроснабжения МО, где обосновывает необходимость и целесообразность модернизации действующего объекта генерации со стороны действующего собственника. Документ согласуется энергоснабжающей компанией (государственная или частная собственность).
- В случае, если энергоснабжающая компания не может реализовать мероприятия в рамках регулируемой инвестиционной программы за счет собственных средств, на основании Схемы энергоснабжения МО она объявляет технологически нейтральный конкурс на энергосервис объекта генерации.
- Энергосервисные компании изучают документацию и на основе Схемы энергоснабжения МО разрабатывают технико-экономическое обоснование для применения своей технологии и финансовую модель реализации проекта.
- АНО АПИ в рамках своей деятельности привлекает заинтересованных инвесторов к участию в конкурсе, оказывает поддержку при взаимодействии с энергоснабжающей компанией и региональными органами власти для получения необходимых исходных данных, осуществляет помощь в разработке и экспертизу финансовой модели проекта с учетом действующих мер поддержки ведения бизнеса на Дальнем Востоке и Арктике (налоговые режимы ТОР/СПВ, льготное кредитование).
- Энергоснабжающая организация проводит конкурс и определяет победителя согласно критериям конкурсной документации.
- Победитель конкурса при необходимости регистрирует специальную проектную компанию (СПК), которая может подать заявку в АО «КРДВ» и стать резидентом соответствующего ТОР/СПВ (расширяется при необходимости).
- Победитель конкурса получает льготное кредитование.
- Энергоснабжающая организация заключает энергосервисный договор на срок не более 10 лет с СПК, которое реализует запланированные мероприятия. Регулятор обеспечивает сохранение средств от экономии топлива в НВВ энергоснабжающей организации для осуществления энергосервисных платежей.
В случае, если на объявленный конкурс не приходит ни одной энергосервисной компании, объявляется новый конкурс с учетом дополнительного финансирования из федерального/регионального бюджета/специального Фонда – капитальный грант, который может компенсировать до 20 % капитальных затрат на реализацию мероприятий, при этом величина капитального гранта определяется исходя из максимальной дисконтированной доходности по проекту для потенциального победителя конкурса не более 12 % годовых.
Привлечение инвесторов по модели концессионного соглашения
- Муниципальное образование в зоне децентрализованного электроснабжения обеспечивает ежегодную разработку (актуализацию) Схемы энергоснабжения МО, где обосновывает необходимость и целесообразность модернизации действующего объекта генерации со стороны действующего собственника. Документ согласуется энергоснабжающей компанией (государственная или частная собственность).
- В случае, если государственное или муниципальное предприятие компания не может реализовать мероприятия в рамках регулируемой инвестиционной программы за счет собственных средств, субъектом РФ/МО объявляется конкурс на заключение концессионного соглашения.
- Потенциальные концессионеры изучают документацию и на основе Схемы энергоснабжения МО разрабатывают предложения по заключению концессионного соглашения на объекты государственной или муниципальной собственности. Также возможен вариант подачи ЧКИ на основе Схемы энергоснабжения МО.
- АНО АПИ в рамках своей деятельности привлекает заинтересованных инвесторов к участию в конкурсе, оказывает поддержку при взаимодействии с энергоснабжающей компанией и региональными органами власти для получения необходимых исходных данных, осуществляет помощь в разработке и экспертизу финансовой модели проекта с учетом действующих мер поддержки ведения бизнеса на Дальнем Востоке и Арктике (налоговые режимы ТОР/СПВ, льготное кредитование).
- Субъект РФ/МО проводит конкурс и определяет победителя согласно критериям конкурсной документации.
- Победитель конкурса при необходимости регистрирует специальную проектную компанию (СПК), которая может подать заявку в АО «КРДВ» и стать резидентом соответствующего ТОР/СПВ (расширяется при необходимости).
- Победитель получает льготное кредитование.
- Субъект РФ/МО заключают концессионное соглашение с победителем на срок не менее 15 лет.
В случае, если на объявленный конкурс не приходит ни одного концессионера, объявляется новый конкурс с учетом дополнительного финансирования из федерального/регионального бюджета/специального Фонда – капитальный грант, который может компенсировать до 20 % капитальных затрат на реализацию мероприятий по концессионному соглашению, при этом величина капитального гранта определяется исходя из максимальной дисконтированной доходности по проекту для потенциального победителя конкурса не более 12 % годовых.
Привлечение инвесторов по модели изменения гарантирующего поставщика (частного собственника)
- Муниципальное образование в зоне децентрализованного электроснабжения обеспечивает ежегодную разработку (актуализацию) Схемы энергоснабжения МО, где обосновывает необходимость и целесообразность модернизации действующего объекта генерации со стороны действующего собственника. Документ согласуется энергоснабжающей компанией (государственная или частная собственность).
- В случае, если действующий собственник не может реализовать мероприятия в рамках регулируемой инвестиционной программы за счет собственных средств, субъектом РФ/МО объявляется конкурс на изменение гарантирующего поставщика (генерация + сети).
- Потенциальные инвесторы изучают документацию и на основе Схемы энергоснабжения МО разрабатывают предложения для участия в конкурсе.
- АНО АПИ в рамках своей деятельности привлекает заинтересованных инвесторов к участию в конкурсе, оказывает поддержку при взаимодействии с энергоснабжающей компанией и региональными органами власти для получения необходимых исходных данных, осуществляет помощь в разработке и экспертизу финансовой модели проекта с учетом действующих мер поддержки ведения бизнеса на Дальнем Востоке и Арктике (налоговые режимы ТОР/СПВ, льготное кредитование).
- Субъект РФ/МО проводит конкурс и определяет победителя согласно критериям конкурсной документации.
- Победитель конкурса при необходимости регистрирует специальную проектную компанию (СПК), которая может стать резидентом соответствующего ТОР/СПВ (расширяется при необходимости).
- Победитель получает льготное кредитование.
- СПК организуется на базе существующих объектов локальной энергетики и осуществляет свою деятельность по постоянному договору с Субъектом РФ/МО.
В случае, если на объявленный конкурс не приходит ни одного инвестора, объявляется новый конкурс с учетом дополнительного финансирования из федерального/регионального бюджета/специального Фонда – капитальный грант, который может компенсировать до 20 % капитальных затрат на реализацию мероприятий по модернизации ДЭС, при этом величина капитального гранта определяется исходя из максимальной дисконтированной доходности по проекту для потенциального победителя конкурса не более 12 % годовых.
Настоящее предложение аналогично конкурсу на заключение КС, но действует для объектов частной собственности.
Принципиально важный момент: при наличии соответствующего обоснования в схеме электроснабжения и теплоснабжения МО возможно рассматривать привлечение инвесторов в строительство объекта когенерации, при этом в титул на конкурс необходимо включать комплексное тепло- и электроснабжение населенного пункта, включая передачу в эксплуатацию существующих тепловых и электрических сетей новому гарантирующему поставщику в рамках создания СПК.
Упрощенная схема привлечения инвестиций для всех трех моделей и распределение задач между участниками реализации инвестиционных проектов представлены в приложении 4.
Базовые условия проведения конкурсов:
- Установить технологическую нейтральность проведения конкурсов (определяется на основе схемы электроснабжения МО).
- В качестве целевого показателя предусмотреть снижение объема перекрестного субсидирования объектов локальной генерации;
- Установить срок проведения работ по модернизации до 2-х лет;
- Установить одним из существенных условий победы в конкурсе наименьший размер государственного участия.
- Обеспечить исполнение обязательств инвестора посредством предоставления банковских гарантий;
- Предусмотреть штрафные санкции в отношении инвесторов, нарушивших обязательства по реализации проектов модернизации дизельной электростанции, с последующим расторжением договорных отношений.
- Предусмотреть по истечению срока окупаемости проекта безвозмездный переход права собственности на оборудование и работы, выполненные в рамках модернизации публичному участнику (в случае государственно-частного партнерства) или ресурсоснабжающей организации (при энергосервисном договоре).
Базовые условия (допущения) для расчета инвестиционной привлекательности проекта:
- Рентабельность – не более 12 %;
- Срок окупаемости проекта не более 10 лет;
В качестве источника софинансирования реализации мероприятий могут быть рассмотрены следующие:
- Средства федерального/регионального бюджетов
- Тарифные отчисления Дальневосточной надбавки
- «Белые» и «Зеленые» сертификаты для крупных генерирующих компаний
- Средства от продажи «зеленых облигаций»
- Средства потенциальных заинтересованных компаний – инвесторов.
Финансовые средства предполагается доводить до инвесторов через Фонд, которым могут выступать существующие ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», АО «ФРДВ», АО «КРДВ» или любой другой финансовый институт, включая возможное создание специального Фонда развития энергетики Дальнего Востока и Арктики.
Преимущество работы с ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» заключается в отработанной системе реализации проектов ГЧП в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения (https://fondgkh.ru/napravleniya-deyatelnosti/modernizatsiya-kommunalnoy-infrastruktury/metodicheskie-rekomendatsii/). Более того, соответствующий пункт был включен в План модернизации ДЭС от 15.08.2019 № 7456п-П9 (п. 01.02.03). При этом необходимо расширение функций фонда соответствующими компетенциями.
Грубая оценка потенциального объема необходимого софинансирования реализации проектов выполнена на примере действующих объектов распределенной генерации в Арктической зоне Российской Федерации из предположения, что порядка 50 % объектов требует комплексной модернизации с капитальными затратами порядка 250 млн руб. на 1 МВт установленной мощности ДЭС. При софинансировании до 20 % капитальных затрат на проект размер фонда может составлять до 10 млрд руб. на период реализации с 2020 по 2024 годы. С учетом запланированных в Плане модернизации ДЭС темпов реализации проектов (п. 02.01), ежегодный размер субсидии может составлять до 2,5 млрд в год.
Таблица 2. Объекты локальной энергетики в Арктической зоне
№ | Регион | Объекты | Требуют модернизации
(допущение) |
Грубая оценка,
млн руб. |
1. | Мурманская область | 7 ДЭС, 2 МВт | 1,3 МВт (ООО) | 250 |
2. | Республика Карелия | – | – | – |
3. | Архангельская область | 50 ДЭС, 46 МВт | 25 МВт (АО) | 6 250 |
4. | Ненецкий автономный округ | 32 ДЭС, 35 МВт | 15 МВт (МУП) | 3 750 |
5. | Ямало-ненецкий
автономный округ |
42 ДЭС, 72 МВт | 20 МВт
(АО, ООО) |
5 000 |
6. | Красноярский край | 100 ДЭС, 60 МВт (ООО, МУП) | 30 МВт
(ООО, МУП) |
7 500 |
7. | Республика Якутия | 60 ДЭС, 100 МВт | 60 МВт (АО) | 15 000 |
8. | Чукотский автономный округ | 38 ДЭС, 47 МВт | 20 МВт (ГУП) | 5 000 |
Итого | 42 750 | |||
Размер субсидии (20 %) | 8 550 |
При принятии решения о выделении средств федерального бюджета на разработку обоснованных мероприятий потребуется разработка отдельной подпрограммы «Развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных энергорайонах» в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» или «Социально-экономическое развитие ДФО».
Ответственный исполнитель: Минвостокразвития России.
Соисполнители: АНО АПИ, АО «ФРДВ», АО «КРДВ».
Участники: Минэкономразвития России, Минфин России, Минэнерго России, Минстрой России, Минпромторг России, Миннауки России.
Цель: обеспечение надежного и экономически эффективного энергоснабжения потребителей в ИТТ Дальнего Востока и Арктики на основе государственно-частного партнерства на долгосрочную перспективу.
Задачи:
- Определение перечня объектов локальной генерации, требующих модернизации
- Разработка организационной модели реализации мероприятий
- Определение источников финансирования реализации мероприятий
- Определение механизма отбора инвесторов
- Реализация пилотного проекта
- Совершенствование механизмов привлечения инвестиций
- Развитие технологий автономного энергоснабжения
- Энергосбережение и повышение энергоэффективности в локальных энергосистемах
- Масштабирование мероприятий
Целевые индикаторы и показатели:
- Снижение объема перекрестного субсидирования объектов локальной генерации, направленного на компенсацию производителям электрической энергии выпадающих доходов, возникающих ввиду разницы между стоимостью поставки электрической энергии и тарифом, установленным для потребителей электрической энергии
- Величина расходов на «северный завоз» топлива
- Удельный расход топлива на объектах локальной энергетики
- Срок эксплуатации парка энергетического оборудования
Этапы и сроки реализации:
- I этап – 2020 – 2021 гг. (пилотные проекты)
- II этап – 2021 – 2024 гг.
Объемы бюджетных ассигнований: до 10 млрд руб. (для АРЗ)
Ожидаемые результаты реализации:
- Создание действующей системы реализации проектов развития локальной энергетики в зоне децентрализованного электроснабжения на основе государственно-частного партнерства
- Модернизация неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных труднодоступных территориях
- Повышение экономической и экологической эффективности функционирования объектов локальной энергетики
Обоснование бюджетной эффективности реализации подпрограммы
Основным экономическим эффектом реализации подпрограммы является привлечение прямых частных инвестиций в реализацию современных технологических проектов развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах (4 рубля частных инвестиций на 1 рубль вложенных средств федерального бюджета) и экономия средств на реализации программ развития централизованной электросетевой инфраструктуры.
В качестве социально-экономических эффектов от реализации подпрограммы следует отметить следующие: обеспечение качественного и надежного энергоснабжения потребителей в удаленных территориях, повышение качества жизни населения вдали от централизованной инфраструктуры, развитие технологий автономного энергоснабжения на основе территориально доступных ресурсов, включая возобновляемые источники энергии, снижение вредного воздействия источников энергоснабжения на окружающую среду, перспективное снижение затрат бюджетной системы Российской Федерации и потребителей ОРЭМ на функционирование объектов локальной энергетики.
Использование программного подхода позволит оптимизировать, агрегировать и масштабировать типовые технические, организационные и финансовые ресурсы для решения важной стратегической национальной задачи по возрождению и активному развитию удаленных территорий, а также решить сложный вопрос распределенной институциональной и экономической ответственности за надежное и экономичное энергоснабжение изолированных территорий, что требует эффективной координации действий федерального правительства, региональных и местных органов власти.
Типологизация оборудования для программ, реализуемых на региональном и федеральном уровнях, позволит заключать договора на его поставки по гораздо более низким ценам, организовать эффективную систему технической и квалификационной поддержки, привлекать средства крупных банков.
В качестве пилотных проектов для реализации в 2020 году предлагается рассмотреть следующие:
- пос. Сангар в Якутии (энергосервис для АО «Сахаэнерго»);
- пос. Соловки в Архангельской области (энергосервис для ПАО «ТГК-2»);
- пос. Палана в Камчатском крае (энергосервис для АО «ЮЭСК»)
- пгт. Южно-Курильск в Сахалинской области (концессия);
- о. Шикотан в Сахалинской области (концессия);
Указанные населенные пункты имеют значительную проработку возможных технических и организационных решений со стороны потенциальных инвесторов.
На основе опыта реализации пилотных проектов предполагается уточнение действующих и разработка новых механизмов привлечения инвестиций в проекты развития распределенной генерации.
Масштабирование мероприятий предполагается осуществлять по мере накопления опыта реализации пилотных проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовленная концепция может служить основой для разработки отдельной подпрограммы «Развитие распределённой генерации в удалённых и изолированных энергорайонах» в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» или «Социально-экономическое развитие ДФО».
Реализация указанной подпрограммы потребует утверждения нормативных правовых актов на уровне Правительства Российской Федерации, обеспечивающих следующие меры поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере развития распределенной генерации в ДФО и Арктической зоне:
- Расширение действующей государственной программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики путем включения затрат федерального бюджета на софинансирование проектов распределенной генерации (до 10 млрд руб. по проектам распределенной генерации в АРЗ).
- Наделение полномочиями институтов развития Дальнего Востока и Арктики по представлению льготного долгосрочного финансирования (от 300 млн. руб.) и определение условий выделения этого финансирования.
- Наделение полномочиями институтов развития Дальнего Востока и Арктики по проведению экспертизы проектов модернизации распределенной генерации в ИТТ, определению возможности их софинансирования из федерального бюджета и установление соответствующих критериев представления финансирования.
Приложение 1
Анализ документов стратегического планирования в Российской Федерации на предмет развития распределенной генерации в ДФО и Арктике
(согласно ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»)
Целеполагание
На федеральном уровне
Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года» от 07.05.2018 №204: «гарантированное обеспечение доступной электроэнергией, в том числе за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в первую очередь в удалённых и изолированных энергорайонах» (п. 15,в).
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2019 г. № 216): «обеспечение экономически эффективного сочетания использования систем централизованного электро- и теплоснабжения с развитием распределенной генерации электрической энергии и интеллектуализацией энергетических систем, а также с использованием местных ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии» (п. 27, г).
По отраслевому принципу
Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года (https://minenergo.gov.ru/node/1920): «Реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики предполагает повышение устойчивости и надежности энергоснабжения макрорегионов с максимальным, экономически эффективным использованием местных энергоресурсов, ВИЭ и распределенной генерации» (п. 160, в).
По территориальному принципу
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Учитывая наличие технологически изолированных энергорайонов и районов децентрализованного энергоснабжения, большое значение имеет повышение энергоэффективности производства электроэнергии, которое будет достигнуто за счет применения местных видов топлива и возобновляемых источников энергии» (раздел II).
Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ от 20.02.2013: «В целях совершенствования системы государственного управления предусматривается оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счет использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий» (п.9, в).
Планирование
По отраслевому принципу
Плана повышения энергетической эффективности экономики РФ(распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 года № 703-р) «Реализация комплексных проектов по повышению энергетической эффективности в субъектах РФ, в рамках которых задействованы одновременно объекты бюджетной сферы, жилого фонда и организаций с участием государства одного из территориальных административных образований»(раздел II, п. 11).
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 года № 2101-р): «Развитие распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах» (раздел II, п. 4, задача 2).
План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения Национальной технологической инициативы «Энерджинет» (ПП РФ от 28.04.2018 № 830-р): «обеспечение эффективного и надежного энергообеспечения изолированных и труднодоступных территорий на основе применения гибридных систем (оптимальные комбинации технических решений – возобновляемые источники энергии, дизель, газ, местные виды топлива, инновационная генерация, накопители, системы распределения электрической энергии, системы управления)» (п. 13).
План модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях (распоряжение Правительства РФ от 15.08.2019 № 7456п-П9).
По территориальному принципу
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2011 № 553-р): «Разработка комплекса мер государственной поддержки и стимулирования модернизации и развития коммунальной инфраструктуры с использованием энергоэффективных и инновационных технологий» (п.49).
План мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. (утвержден Правительством РФ от 30.08.2016): «Реализация проектов по обеспечению энергоснабжения, в том числе автономного и с использованием возобновляемых источников энергии, населенных пунктов, а также военных и специальных объектов в Арктике в рамках инвестиционных и производственных программ организаций» (п. 19).
Программирование
По отраслевому принципу
Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 321) – мероприятий в части развития распределенной энергетики нет (уровень ответственности регионов).
По территориальному принципу
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №308) – мероприятия только по развитию энергетики Курильских островов в рамках соответствующей ФЦП.
Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 31.08.2017 № 1064) – мероприятий в части развития распределенной энергетики нет.
Приложение 2
Позиции заинтересованных сторон по вопросу реализации проектов развития распределенной генерации в удаленных и изолированных энергорайонах
№ | Участник | Позиция |
1. | Регулятор (Минэнерго России, НП «Совет Рынка») | Уровень субсидируемых тарифов на энергоснабжение потребителей в ИТТ достаточен для реализации мероприятий по модернизации ДЭС.
Необходимо на основе конкуренции между поставщиками снизить экономически обоснованный тариф на электроэнергию в ИТТ и уровень перекрестного субсидирования в электроэнергетике |
2. | Субъекты Российской Федерации | Необходимо обеспечить снижение нагрузки на региональный бюджет для компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих компаний без привлечения средств бюджета субъекта РФ |
3. | Муниципальные образования и потребители | Обеспечение низких тарифов для потребителей и экологически благоприятного источника энергоснабжения |
4. | Энергоснабжающие компании (частная и государственная собственность) | Экономически обоснованная реализация мероприятий с возвратом инвестиций согласно действующему законодательству (тариф, межтарифная разница, экономия топлива) |
5. | Инвесторы – энергосервисные компании, концессионеры | Экономическая эффективность реализации мероприятий, стабильный спрос на энергоресурсы, гарантии возврата инвестиций (долгосрочные параметры тарифного регулирования), низкая стоимость заемных средств |
6. | АНО АПИ | Повышение инвестиционной привлекательности и реализация проектов |
7. | АО «ФРДВ» | Крупные инвестиционные проекты, надежные партнеры, гарантии возврата инвестиций |
8. | Минвостокразвития России | Комплексное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Арктики |
Приложение 3
Схема трехуровневой системы управления развитием локальной энергетики
Система государственного управления инвестициями в ТЭК
Приложение 4
Схема привлечения частных инвестиций в реализацию проектов модернизации/развития распределенной генерации
Распределение задач между заинтересованными сторонами реализации проектов развития распределенной генерации
№ | Сторона | Сфера ответственности |
1. | Стимулирование субъектов и энергоснабжающих компаний к повышению эффективности, разработка типовых форм энергосервисного договора, КС и договора на энергоснабжение населенных пунктов | Минэнерго России |
2. | Организация и проведение конкурсных процедур на заключение КС (ГЧП) или смену гарантирующего поставщика (частного собственника) | Субъект РФ при участии ФОИВ |
3. | Ежегодная разработка схемы электроснабжения и теплоснабжения МО | Муниципальное образование |
4. | Организация и проведение конкурсов на энергосервис | Гарантирующий поставщик (действующая энергоснабжающая компания) |
5. | Привлечение технологических и финансовых инвесторов в реализацию проектов | АНО АПИ и региональные инвестиционные агентства |
6. | Получение льготного налогового режима и субсидирование затрат на инфраструктуру | АО «КРДВ» |
7. | Получение льготного финансирования | ? (АО «ФРДВ», ПП РФ от 25.12. 2019 г. № 1818 или иное) |
8. | Капитальный грант | ? (АО «КРДВ», МВР, ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», иной фонд) |