Журнал “Жилищные стратегии” Том 8, Номер 1 (Январь-март 2021).
В январе 2021 г. Росстат опубликовал предварительную оценку экономической динамики за 2020 год. По этой оценке, объем работ, выполненных в 2020 г. по виду деятельности «Строительство», составил 9497,8 млрд рублей, или 100,1% по отношению к результату 2019 г. (в сопоставимых ценах). При этом еще во втором квартале 2020 г. отрасль находилась в значительном минусе – объем строительных работ по отношению ко второму кварталу 2019 г. упал на 3,9%.
Правда, по вводу жилья выйти в плюс не удалось. По итогам 2020 г. жилых площадей было введено на 5,9% меньше, чем в 2019 г. (без учета регистрации жилья на садово-дачных участках). Однако, если сравнить этот итог с положением дел во 2-м квартале 2020 г., когда по сравнению со 2-м кварталом 2019 г. ввод жилья упал сразу на 21,2%, становится понятно, что к настоящему моменту ситуация в жилищном строительстве в значительной степени выправилась.
Одной из причин улучшения ситуации в строительстве стала господдержка отрасли. Ключевой мерой антикризисной политики в строительстве следует считать выделение значительных бюджетных средств на субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Расходы федерального бюджета на эти цели в 2020 г. выросли более чем в 20 раз и составили 40 млрд руб. (в 2019 г. было выделено менее 2 млрд руб.).
Этот шаг федеральных властей был совершенно правильным. И дело не только в том, что финансовая помощь покупателям квартир была оказана в нужный момент и помогла строительной отрасли справиться с острым кризисом. Принципиальное значение государственной поддержки строительства заключается в том, что эта отрасль играет исключительно важную роль для социально-экономического развития России и ее регионов.
Во-первых, строительство – одна из самых значимых отраслей национальной экономики с точки зрения вклада во внутренний валовый продукт (ВВП). По итогам 2020 г. доля строительства в российском ВВП составила 5,1%. При этом строительство обеспечивает примерно 9% рабочих мест в российской экономике. Иными словами, строительная отрасль – один из крупнейших работодателей страны, обеспечивающий трудовыми доходами почти каждого десятого российского работника.
Во-вторых, строительство, особенно жилищное, порождает масштабные мультипликативные эффекты в смежных отраслях. Переводя этот научный термин на обычный язык, можно сказать, что рост жилищного строительства – это не только новые квадратные метры зданий, но и дополнительные закупки песка, щебня, строительного и декоративного камня, гипса; расширенное производство цемента, кирпичей, плитки, железобетонных конструкций, асфальта; дополнительный выпуск сортового металлопроката и металлических конструкций; новый спрос на деревянные и пластмассовые строительные конструкции, отделочные и кровельные материалы, стекло, трубы и т.д.
При этом строительные материалы надо закупать и подвозить, новые квадратные метры надо обогревать, освещать и снабжать водой. Стало быть, свою долю дополнительных доходов, порождаемых деятельностью строительной отрасли, получают грузовой транспорт, торговля, энергетика и сектор жилищно-коммунальных услуг.
Что особенно важно для экономики российских регионов – существенная часть перечисленных смежных производств находится неподалеку от мест строительства. Это абсолютно логично, так как возить те же песок, щебень, бетон и асфальт на дальние расстояния невыгодно. Да и кирпичи, строительные смеси, оконные конструкции и многие другие товары, используемые в строительстве, обычно производятся где-то вблизи. Таким образом, жилищное строительство гораздо больше, чем почти любая другая отрасль, способствует развитию промышленности и сферы услуг именно тех регионов, где это строительство ведется.
Кроме того, ввод в действие новых жилых площадей влечет за собой рост спроса на мебель, товары длительного пользования и прочие предметы домашнего обихода. В современной России значительная часть товаров для дома уже производится внутри страны. Так, по экспертным оценкам, доля российской мебели на внутреннем рынке составляет 50-55%; доля холодильников и морозильников российского производства – свыше 60%; доля отечественных стиральных машин – 70-80%; доля бытовых газовых и электрических плит российского производства – более 40%. Следовательно, при увеличении объемов жилищного строительства отечественные производители товаров для дома также получают довольно мощный импульс для развития.
В-третьих, жилищное строительство влечет за собой большое число положительных социальных последствий, которые способствуют повышению качества жизни населения в российских регионах. Например, хорошо известно, что переселение в просторное благоустроенное жилье оказывает позитивное воздействие на здоровье. Люди в таком жилье в среднем меньше болеют и быстрее выздоравливают, особенно когда дело касается «социальных» болезней, порождаемых теснотой и скученностью. В условиях нынешней пандемии коронавируса это крайне важное обстоятельство. Да и вообще постоянное улучшение жилищных условий населения – это важнейший фактор, способствующий снижению социального напряжения и уменьшению числа разного рода конфликтов в обществе. Также можно утверждать, что масштабное строительство качественного жилья – это важный фактор, позволяющий сокращать отток населения из регионов и не допускать опустынивания территорий.
Кроме того, во многих случаях можно говорить о желательности некоторого избытка жилья на рынке. С одной стороны, это позволяет сдерживать рост цен на жилье, что очень важно для населения. С другой стороны, это позволяет иметь так называемый маневренный фонд жилья, наличие которого способствует повышению гибкости отечественного рынка труда. Работает этот фактор так: люди, переезжающие на работу в другой регион, обладающий маневренным фондом жилья, всегда могут найти там недорогие квартиры для временного или постоянного проживания. Это обстоятельство позволит гораздо быстрее и легче переводить людей с закрывающихся предприятий или депрессивных моногородов на новые современные производства.
Таким образом, жилищное строительство – это очень мощный локомотив экономического роста и социального развития, который тянет за собой много вагонов. Именно поэтому федеральные и региональные органы власти должны не только продолжать, но и усиливать поддержку этой отрасли. И не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.