В статье представлены результаты исследования морских перевозок сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» за период 2018-2023 гг., выявлены основные закономерности перевозок, установлены конечные точки транспортировки СПГ в западном и восточном направлениях в зависимости от сезона.
Рассчитана провозная способность СПГ-танкеров, выполнена суммарная оценка объемов производства работающего с 2017 г. проекта «Ямал СПГ» и развивающегося проекта «Арктик СПГ-2», определена потребность арктических СПГ-проектов в танкерном транспорте, в том числе с учетом ввода в работу новых морских перегрузочных комплексов на западном и восточном направлениях.
Рассмотрены возможности развития логистики крупнотоннажных арктических СПГ-проектов. С учетом планов запуска новых линий проекта «Арктик СПГ-2», данных о сезонности навигации в акватории СМП, средних объемов танкерных партий, продолжительности круговых рейсов в западном и восточном направлениях, количества задействованных СПГ-танкеров в проекте «Ямал СПГ» и плана строительства новых газовозов для проекта «Арктик СПГ-2» предложены семь сценариев развития арктической логистики СПГ. Показано, что для ряда рассмотренных сценариев существует риск невозможности вывоза всего объема СПГ, произведенного двумя крупными арктическими проектами, ввиду недостаточного количества судов.
Статья опубликована в журнале “Проблемы прогнозирования”, №6 2024