Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6
Приоритеты обновления Стратегии пространственного развития России
В конце 2023 г. федеральные власти инициировали разработку концепции новой Стратегии пространственного развития (СПР) страны, поскольку действующий документ [1] был утвержден уже до приближающегося 2025 г. Ключевыми подходами к разработке новой СПР должны стать, на наш взгляд, следующие.
- Переход от опоры на «центры экономического роста» к идее «единой системы расселения». Основным лейтмотивом СПР должно стать «координированное развитие всех типов поселений», выстраивание взаимовыгодного взаимодействия между территориальными единицами разных типов и масштабов [2]. Реализация такого подхода требует, прежде всего, учета всего многообразия существующих форм территориальной организации общества и экономики: существующих зон влияния крупнейших городов (а не только их агломераций), усложненных форм городского расселения – близких к конурбациям территориальных образований, осей развития. Важен пересмотр подходов к пониманию постоянного места проживания граждан – признание наличия двух и даже более постоянных, более-менее равноценных мест проживания с вытекающими институциональными решениями, включая трансформацию правил распределения НДФЛ по бюджетам разных территорий. Примеры такой многодомности (масштабы которой становятся все возрастающими [3]) связаны с вахтовиками, отходниками, работающими дистанционно, без стационарного места работы.
- Особое внимание проблеме «сжатия» освоенного пространства (в негативном его смысле – [4]). В [5] были сформулированы возможные варианты госполитики в отношении такого «сжатия»: (1) не делать ничего (что не влечет дополнительного вреда, но и позитива тоже), (2) ускорять «сжатие» (что дает хотя бы экономию средств за счет укрупнения населенных пунктов, но часто приводит к еще большей проблемности теряющих население территорий), (3) тормозить «сжатие» (что, напротив, довольно затратно, хотя и не всегда), (4) искать и поддерживать любую возвратную волну. Указанное выше признание многодомности граждан как раз может способствовать реализации последнего, наиболее привлекательного варианта. Кроме того, на наш взгляд, целесообразна проработка таких направлений действий, как обеспечение «сжатия» пространства в позитивном его смысле [4], т.е. повышения связности территории за счет развития сети дорог (что сделает возможным формирование более разреженной сети населенных пунктов при сохранении общей площади освоенного пространства); проработка вопросов автомобилизации сельского населения; реализация программ закрепления населения в крупных сельских населенных пунктах и малых городах.
- Муниципализация федеральной пространственной политики (о необходимости которой – см. [6]), что подразумевает усиление роли муниципальных образований (МО): (1) как объектов и (2) как субъектов пространственного развития. Для обеспечения первого на федеральном уровне необходимо прежде всего формирование системы аналитического мониторинга социально-экономического развития МО (с учетом ситуации в населенных пунктах); важно обобщение и распространение лучших практик пространственной политики в субъектах РФ, которая для региональных властей должна стать обязательной. Для повышения роли органов местного самоуправления (МСУ) в пространственном развитии необходимо принятие нового закона о МСУ в единой системе публичной власти; расширение полномочий органов МСУ и доходных источников местных бюджетов (о значимости институциональных основ новой СПР – в [7]).
- Повышенное внимание научно-технологическому, инновационному развитию регионов, о котором в рамках пространственной проблематики стали говорить лишь недавно [8]. Можно предложить такие направления действий, как (1) продолжение работы по формированию научно-технологической политики органов власти субъектов РФ; (2) систематизация мер федеральной поддержки научно-технологического, инновационного развития в пространственном разрезе (речь о наукоградах, инновационных научно-технологических центрах, технико-внедренческих особых экономических зонах и др.); (3) включение всех фактически сложившихся городов науки в систему такой федеральной поддержки; (4) поддержка межрегионального взаимодействия для обеспечения инновационного развития отстающих в этой сфере регионах; (5) обеспечение сопряженности в субъектах РФ научно-технологической, инновационной и инвестиционной политики.
- Обеспечение многовекторности федеральной пространственной политики. Важно учитывать значимость в экономическом развитии страны всех ее макрорегионов [9]. Так, Дальний Восток и Сибирь особенно важны для развития восточного направления внешнеэкономических связей России; Юг России обеспечивает сдвиг таких связей в целом на глобальный Юг, это основная зона сельскохозяйственного производства, роста населения [10], это требующие особого внимания новые субъекты РФ; очевидно стратегическое значение Арктики; старопромышленные регионы (Поволжье, Урал, Центральная Россия, Северо-Запад) играют ключевую роль в развитии высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности. Необходимо сохранение значимости и Московского столичного региона (в силу концентрации в нем научно-технологического потенциала, населения, а с ним и потребительского рынка, наличия статуса глобального города для сохранения позиций России в мире), что не отменяет необходимости решения задачи снижения концентрации в столичном регионе населения и экономической активности [11].
[1] Работа выполнена по плану НИР ИНП РАН.
Литература и информационные источники
- Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
- Дружинин А.Г., Кузнецова О.В. «Ультраурбанизм и аглоцентризм» vs «единая система расселения»: актуальность дискуссии сорокалетней давности // Научные труды: ИНП РАН. 2023. №1. С. 135-150.
- Между домом… и домом. Возвратная пространственная мобильность населения России / под ред. Т.Г. Нефедовой, К.В. Аверкиевой, А.Г. Махровой. – М.: Новый хронограф, 2016. – 504 с.
- Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практике его государственного регулирования. – М.: Эслан, 2010. – 428 с.