В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодорожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного полигона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экспортных перевозок угля другими грузами.
С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транспорт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной товарной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой продукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.
Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост конечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потребует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.
Статья опубликована в журнале «Проблемы прогнозирования», №2 2025