Научный доклад: «Потенциальные возможности роста российской экономики: анализ и прогноз»

Широв Александр Александрович   Порфирьев Борис Николаевич   Клепач Екатерина Александровна   Шокин Игорь Николаевич   Ксенофонтов Михаил Юрьевич   Кувалин Дмитрий Борисович   Моисеев Антон Кириллович   Блохин Андрей Алексеевич   Ревич Борис Александрович   Суворов Николай Владимирович   Узяков Марат Наильевич   Фролов Игорь Эдуардович   Щербанин Юрий Алексеевич   Балашова Елена Евгеньевна   Белецкий Юрий Владимирович   Белоусов Дмитрий Рэмович   Ганичев Николай Александрович   Гнидченко Андрей Андреевич   Гусев Михаил Сергеевич   Зинченко Юлия Владимировна   Клепач Андрей Николаевич   Колпаков Андрей Юрьевич   Лавриненко Петр Александрович   Милякин Сергей Романович   Минченко Михаил Михайлович   Мкртчян Никита Владимирович   Ноздрина Надежда Николаевна   Ползиков Дмитрий Александрович   Потапенко Вадим Викторович   Рутковская Елена Алексеевна   Сальников Владимир Алексеевич   Семикашев Валерий Валерьевич   Солнцев Олег Геннадьевич   Трещина Светлана Владимировна   Узякова Елена Сергеевна   Щербакова Екатерина Михайловна   Янков Кирилл Вадимович   Ахметов Ренат Рамилович   Галимов Дмитрий Ирекович   Гридин Роман Владимирович   Лихачёв Алексей Александрович   Лукьяненко Раиса Федоровна   Максимцова Светлана Ивановна   Панкова Вера Александровна   Телешев Григорий Владимирович   Узяков Рафаэль Маратович   Дешко Артём Владимирович   

Содержание

Резюме научного доклада

Качественное и резкое изменение геополитической и геоэкономической ситуации весной 2022 г. существенно трансформировало характер среды, в которой теперь функционирует российская экономика, и сами принципы ее развития. Сложившаяся в течение последних 30 лет модель встраивания в мировой рынок и особенно интеграции с европейской экономикой вступила в фазу кризиса и, по-видимому, никогда уже не будет прежней. Это не означает отказа от позиции открытости мировому рынку, но кардинально меняет характер внешнеэкономических связей с развитыми странами.

В этих условиях важно понимать и дать корректную, научно обоснованную оценку возможностей, которыми обладает российская экономика, что поможет выстроить эффективную стратегию структурно-технологической перестройки российской экономики в новых условиях. Это определяет актуальность данного научного доклада Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН), посвященного вопросам оценки потенциала экономического роста, который был сформирован в России в период перед кризисом 2022 г.

***

Под «потенциалом» экономического роста понимается совокупность условий и факторов, обеспечивающих максимально возможные масштабы наращивания производства и/или использования (потребления) на базе имеющихся в стране ресурсов. Данное определение отражает двойственность понятия «потенциал экономического роста»: с одной стороны, это оценка имеющихся возможностей роста, с другой – характеристика его ограничений. Оценка потенциала роста на среднесрочный и/или долгосрочный период необходима для того, чтобы определить, во-первых, приоритеты социально-экономического развития с учетом имеющихся ресурсных ограничений и возможного набора мер в области экономической политики; во-вторых, долгосрочные перспективы развития национальной экономики, абстрагируясь от влияния шоков конъюнктурного характера.

Доклад содержит 6 глав и приложения.

1

Пространство экономического роста определяется, с одной стороны, емкостью внешних и внутренних рынков, а, с другой стороны, – состоянием производственного потенциала и связанной с ним эффективностью производства.

Высока вероятность формирования сценария регионализации мировой экономики, при котором темпы роста мирового ВВП будут опережать темпы роста мирового экспорта. При этом, как в сценарии сохранения тенденции глобализации, так и при преобладании регионализации мировой экономики, ожидается увеличение спроса на сырьевые ресурсы. Это будет поддерживать развитие российской экономики и ее сырьевого комплекса даже в условиях ухудшения отношений с развитыми странами. Несырьевая продукция будет играть заметную роль в совокупном экспорте, в лучшем случае, за пределами 2040 г. При сохранении относительно низких цен на углеводороды доля сырьевых товаров в экспорте может сократиться с 74% в 2019 г. до 63% в 2035 г., а доля углеводородов с 61% до 47%.

Необходимым условием устойчивого развития российской экономики является рост эффективности ее производства. Важным показателем отраслевой эффективности производства является продуктивность использования первичных ресурсов — величина, обратная материалоемкости по первичным ресурсам, показывающая долю стоимости, добавленную обработкой. Рост продуктивности в экономике происходит за счет как технологических изменений, так и структурных сдвигов.

Для обеспечения в долгосрочной перспективе темпов роста экономики России на уровне 2,5%-3% в год потребуется увеличение продуктивности по первичным ресурсам не менее чем на 2,5% в год. В то же время темпы роста продуктивности 2,5-3% в год требуют значительных инвестиционных усилий. Это в последние годы оказывается по силам лишь немногим странам, включая Китай и Индию.

Важно также учитывать и то, что отрасли имеют разные возможности повышения технического уровня производства. Отрасли с устоявшимися капиталоемкими технологиями и консервативной структурой выпуска, такие, например, как нефтепереработка или металлургия, не могут рассчитывать на быстрое повышение технического уровня производства и соответственно значительный вклад НТП в рост производства. В то же время, сельское хозяйство и строительство за счет внутриотраслевых и территориальных сдвигов, а также новых технологий могут продуцировать очень быстрый технический прогресс. Безусловно, велик потенциал технологического прогресса в машиностроении, связи и телекоммуникациях, а также в ряде отраслей сферы услуг.

Не менее важным является анализ состояния производственных мощностей. В обрабатывающей промышленности за последние 20 лет мощности увеличились почти полтора раза (в 1,4-2 раза в большинстве секторов), но при этом доля мощностей, введенных до 2000 г., в большинстве секторов незначительна, что обусловливает средний возраст мощностей около 12 лет. Исключение составляют химическая промышленность и металлургия, в которых доля мощностей, введенных до 2000 г., оценивается в 44% и 62%, соответственно. В целом, в машиностроении и производстве технологически сложных непродовольственных товаров, где обновление мощностей во многом шло через развертывание технически простых сборочных производств, темпы модернизации остаются низкими; потенциал незадействованных конкурентоспособных мощностей может быть оценен минимум в 10% от объема выпуска в 2021 г. В отличие от этого, ситуация с модернизацией мощностей в сырьевых сегментах экономики и в пищевых производствах может быть охарактеризована как удовлетворительная.

Значительный рост реальных доходов населения с начала 2000-х годов не привел к изменению стоимостной структуры потребления населения — она остается стабильной. Причем крайне высокой остается доля расходов населения на продовольствие. В то же время потребление продовольствия в России достаточно близко к точке насыщения. В условиях роста доходов населения большая часть прироста потребительских расходов, по нашим оценкам, будет направлена на приобретение жилья, обслуживание автомобилей, транспортные услуги, организацию отдыха и культурные мероприятия, а также платные услуги здравоохранения и образования.

Существующие производственные и распределительные мощности в российском топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) способны удовлетворить спрос на энергию в рамках любого конструктивного сценария развития российской экономики. В условиях перехода к политике декарбонизации экономики российский ТЭК может модернизировать мощности и одновременно с этим обеспечить снижение эмиссии парниковых газов, что превращает этот комплекс в важнейший инструмент решения задач климатической повестки.

В условиях быстрых и качественных изменений на мировых рынках, включая процесс энергоперехода, российская система регулирования в энергетическом секторе должна оперативно реагировать на возникающие вызовы. Это касается вопросов ценообразования и налогообложения на внутреннем энергетическом рынке, повышения глубины переработки энергоресурсов, поддержки конкурентоспособности и роста эффективности в энергетическом секторе.

В сфере агропромышленного комплекса (АПК) должны быть смягчены существующие ограничения внутреннего и внешнего спроса, что будет способствовать росту отечественного аграрного производства. Подобная структурная политика может быть реализована через: адресную социальную помощь малообеспеченным домашним хозяйствам; дополнительные федеральные субсидии на поддержку региональных программ развития сельского хозяйства в «периферийных» субъектах РФ, которые обладают большим ресурсным потенциалом роста аграрного производства, но при этом характеризуются низкой доходностью и отсталым технологическим уровнем АПК; субсидирование межрегиональных и экспортных перевозок сельскохозяйственной продукции из регионов, удаленных от крупных внутренних и внешних рынков сбыта. Наиболее эффективными мерами регулирования внутреннего рынка и обеспечения продовольственной безопасности представляются механизмы закупочных и товарных интервенций, а также субсидирования производителей в сельском хозяйстве и пищевой промышленности (с обязательством поставок продукции на внутренний рынок по ценам, сниженным на размер субсидии).

Одним из наиболее значимых внутренних рынков является рынок автомобилей. В рассматриваемых в докладе сценариях уровень обеспеченности автомобильным транспортом будет расти, но разными темпами. В сценарии ограничения использования личного автомобильного транспорта в крупных агломерациях емкость рынка легковых автомобилей к 2040 г. может составить 3,4 млн единиц. В целом потенциал роста рынка легковых автомобилей является существенным, а его развитие может оказать серьезное влияние на формирование макроэкономических показателей.

Важнейшим рынком, влияющим на развитие экономики, является строительный. Оценки показывают, что с учетом имеющихся ограничений, а также возможностей по расширению объемов жилищного строительства потенциально возможный объем ввода жилья в перспективе до 2040 г. может достигать 0,75 кв. м/чел. в год. Конечно, такой объем вводов подразумевает наличие строительных мощностей, обеспечение их квалифицированными кадрами, развитие рынка строительных материалов, использование новых технологий в строительстве, институциональное и финансовое обеспечение наращивания строительных работ.

Возможности импортозамещения представляют особую значимость в условиях внешнего давления на российскую экономику. Согласно полученным оценкам, реализация потенциала импортозамещения и наращивания экспорта в период до 2040 г. способна обеспечить рост выпуска в химическом комплексе (примерно в 1,8 раза), лесопромышленном комплексе (1,6-1,7 раза), машиностроении и металлургии (1,4-1,5 раза).

2

Изменение численности населения является результирующим показателем, который зависит от основных демографических трендов: рождаемости, смертности и миграции, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения. Политика в области демографии и здравоохранения ограниченно влияет на изменение численности населения, но является решающим фактором его сбережения и улучшения качественных характеристик, прежде всего здоровья.

Одним из ключевых пунктов демографической повестки является рождаемость. Международные сравнения показывают, что уровень рождаемости в России сопоставим с показателями большинства стран со схожим и более высоким уровнем социально-экономического развития. С начала 2000-х годов суммарный коэффициент рождаемости, который не зависит от демографических волн, стабильно рос, и к 2014-2016 гг. почти достиг уровня в 1,8 ребенка на женщину. Были все основания предполагать, что он будет расти и дальше. Однако всего лишь за несколько лет показатель резко снизился – до 1,5 ребенка на женщину (2019-2020 гг.). Это важный косвенный индикатор вектора социального оптимизма и веры в будущее. Поэтому было бы неверно полагать, что ситуация с рождаемостью является стабильной и не зависит от параметров развития экономики. Необходимы действия, направленные на поддержание рождаемости и укрепление семьи, а также повышение уровня и качества жизни в стране.

Уровень смертности в России, несмотря на наблюдавшийся вплоть до пандемии коронавируса позитивный тренд, остается крайне высоким (особенно это касается мужского населения), что неприемлемо для страны с таким уровнем экономического развития и человеческим потенциалом. Для быстрого снижения уровня смертности необходимо уделить самое пристальное внимание причинам смертности, что позволит сконцентрировать усилия на наиболее эффективных мерах в области здравоохранения, социальной политики и т.д. В настоящее время самые важные агрегированные группы причин смерти – смертность от внешних причин и от болезней системы кровообращения. По мере роста ожидаемой продолжительности жизни все большее внимание должно быть уделено проблемам, связанным с онкологическими заболеваниями.

К числу основных факторов, влияющих и на высокую смертность, и на снижение рождаемости, относятся недостаточные доходы значительной части населения страны. Рост уровня доходов, более справедливое и эффективное их распределение, борьба с бедностью, дальнейшая реализация показавших свою действенность мер семейной политики – это шаги, которые придадут импульс демографическому развитию страны, влияя на динамику рождаемости и смертности.

Миграцию в таком контексте следует рассматривать как фактор, дополняющий демографическую политику. В конечном счете, величина миграционных потоков должна определяться темпами экономического роста и уровнем технологического развития экономики. При этом, разумеется, необходимо принимать во внимание естественное ограничение – возможности общества интегрировать то или иное количество мигрантов.

В рамках базового демографического сценария численность населения России к 2035 г. составит 143,9 млн. чел. В наибольшей степени сохранение населения будет определяться снижением смертности и ростом рождаемости. Наибольший вклад в увеличение ожидаемой продолжительности жизни в период до 2035 г. внесет снижение смертности от внешних причин и болезней системы кровообращения. При общем росте ожидаемой продолжительности жизни у мужчин в 2019-2035 гг. на 6,8 лет вклад снижения уровня смертности от внешних причин и болезней системы кровообращения, согласно прогнозу в рамках базового сценария, составит около 5 лет.

3

Научно-технологическое развитие России будет определяться как глобальным контекстом, так и собственными внутренними процессами. В первую очередь, речь идет о необходимости компенсировать за счет научно-технологического развития потенциальный дефицит рабочей силы, сокращение сырьевой ренты и, конечно, внешнеэкономические ограничения.

Распределение корпоративного финансирования исследований и разработок в мире четко отражает процесс концентрации финансовых и научно-технических ресурсов в небольшой группе стран и крупных транснациональных корпораций. Эти корпорации сосредоточенны на финансировании передовых био- и цифровых технологий, главным образом связанных с разработкой ПО и оказанием услуг «платформенным» способом с использованием комплекса технологий искусственного интеллекта. Каждая из таких крупнейших технологических компаний ежегодно направляет на финансирование своих исследований и разработок финансовых ресурсов больше, чем тратит Россия по всем направлениям исследований и разработок из всех источников финансирования.

В этих условиях ограниченные финансовые ресурсы развивающихся стран, включая РФ, не позволяют ставить стратегические задачи в сфере научно-технической политики с расчётом на быстрый экономический эффект. Поэтому приоритетом должна стать коллективная стратегия научно-технического развития, в частности создания и развития единой цифровой экосистемы совместно с дружественными странами, а ее ключевой целью – защита технологического суверенитета и целевое финансирование отдельных наиболее критичных направлений исследований и разработок. Наиболее перспективными отраслевыми и технологическими рынками, с точки зрения имеющихся у российской науки заделов, являются: технологии в области производства сельскохозяйственной и пищевой продукция; добывающих отраслей; химии и нефтехимии; машиностроения; биотехнологий, фармакологии и медицины; информационно-коммуникационных технологий.

Преодоление имеющихся ограничений научно-технологического развития требует реализации комплекса действий. В их числе:

  1. Модернизация науки – ключевое направление, обеспечивающее реализацию двух других направлений. Его основным элементом является обновление технической и кадровой базы науки. Для этого необходимо осуществить переориентацию науки с «инерционного» следования за мировой повесткой, ориентированной на развитие процессов глобализации в терминах целей, задаваемых, прежде всего, развитыми странами, на удовлетворение потребностей развития российской экономики.
  2. Прорывные проекты. Результаты технологических проектов, реализуемых государством, должны быть доведены до частных компаний (включая проекты по созданию технологической базы будущего развития).
  3. Технологическое обновление производств массовых отраслей. Речь идет, прежде всего, о технологической модернизации российских компаний реального сектора экономики на базе отечественной инновационной системы, и ориентации приоритетов организаций науки – на спрос со стороны указанных компаний.

4

На экономическую динамику в настоящее время существенное влияние оказывают накопленные за последние десятилетия институциональные преимущества одних групп бизнеса по сравнению с другими. Сформировались многоуровневые структуры, где бизнес более высокого уровня в иерархии получает институциональную ренту и за счет этого устойчиво доминирует над бизнесом более низких уровней в иерархии. В последние годы такие иерархии усилились; как в российской, так и в глобальной экономике углубляются барьеры между уровнями, бизнес закрепляется в своем «слое», фактически оказываясь в институциональной «ловушке».

Концентрация бизнеса в секторах экономики и его консолидация вокруг лидирующей на рынке группы компаний отражают качественные изменения архитектуры рынков, усиление явного или неявного доминирования, формирование институциональных барьеров. В этом процессе может проявляться действие иных институциональных факторов, связанных с развитием «полюсов роста», региональной или отраслевой налоговой политикой, поддержкой экспорта, развитием федеральных инфраструктур или филиальных сетей банков и иных посреднических организаций и др.

5

В российской экономике, также как и в мировом хозяйстве, возрастает роль и влияние банковского сектора. Показатель отношения активов банковского сектора к ВВП в России к началу 2021 г. достиг 97,1% (по сравнению с 81,3% годом ранее). Ключевыми драйверами прироста стало наращивание долгов домохозяйств (не в последнюю очередь за счет наращивания объема ипотечного портфеля) и долгов нефинансового сектора (в том числе за счет наращивания проектного финансирования строительства жилья). Скачкообразное наращивание активов банковского сектора с 2020 г. связано как с реализацией мер антикризисной программы кредитования различных секторов, так и с запуском программы льготной ипотеки и наращивания потребительского кредитования домохозяйствами.

В целом текущая ситуация в финансовом секторе экономики России определяется политикой государства и крупнейших корпораций. В то же время, направления бюджетной и монетарной политики формируются под воздействием возникающих вызовов и ограничений экономического развития.

В новейшей истории России наблюдается постоянный разрыв между обменным курсом рубля и ППС. Он поддерживается двумя принципами финансовой политики: во-первых, сознательным занижением обменного курса рубля (в том числе из-за действия бюджетного правила); во-вторых, сдерживанием инфляции (в том числе, за счет механизмов таргетирования инфляции).

В условиях 2022 г. вновь обострилась дискуссия о принципах курсообразования в российской экономике. Определение ЦБ РФ обменного курса как «свободно плавающего» не выдерживает критики в связи с тем, что с 2014 г. по 2022 г. шло постоянное наращивание международных резервов России. На самом деле, три параметра – курс, процентная ставка и валютные резервы – характеризуют собой один и тот же экономический процесс, измеряемый в трех шкалах. Если курс занижается относительно сбалансированного значения (на основе показателей платежного баланса), то резервы растут. Если курс рубля занижен, то, при прочих равных условиях, это ведет к росту ключевой ставки. Если объем международных резервов нарастает, то накапливается разрыв между обменным курсом рубля и ППС.

Под влиянием этих факторов формируется ряд особенностей отечественной финансовой системы.

  1. Преобладание сырьевых секторов в структуре доходов страны и бюджета. Их накопленная прибыль формирует существенную часть концентрированных банковских пассивов. Поэтому в ходе обоснования и применения мер экономической политики сырьевые компании имеют серьезные преференции.
  2. Процентная ставка – это результирующая скорость экономического оборота. В свою очередь, завышенная ставка процента в российской экономике – это оборотная сторона преобладания первичных отраслей в формировании совокупных доходов. В экономике с преобладанием крупных вертикально-интегрированных компаний процентные ставки выше в силу того, что риски заемщика для остальной экономики несопоставимо выше.
  3. В экономике существует ряд высокооборотных секторов (торговля и сектор непроизводственных услуг), которые могут нормально функционировать даже при повышенных ставках. Однако проблема состоит в том, что при этом формируются разрывы между теми предприятиями, которые могут брать кредит по этой ставке, и теми, которые не могут, что превращается в ограничение экономического развития.
  4. Средний размер процентных ставок формируется под воздействием уровня рентабельности ключевых секторов экономки, одновременно он влияет на структуру пассивов финансового сектора. Банки заинтересованы в сохранении их реальной стоимости. Чтобы выполнить это требование, российская финансовая система балансируется за счет ожидаемого ослабления обменного курса рубля.
  5. Накопленные в банковской системе ресурсы сырьевых секторов не сбалансированы с накопленными ресурсами остальных отраслей экономики.

Активная дискуссия в российском экспертном сообществе относительно уровня процентной ставки отражает столкновение интересов заемщиков (которым нужна низкая ставка) и вкладчиков (которым хочется получить более высокий доход). Здесь немаловажным фактором является курс рубля. Как известно, Центральный банк отвечает за стабильность отечественной валюты, которая, среди прочего, влияет на объемы рублевых вложений населения. Поэтому ЦБ вынужден включать в ставки по рублевым депозитам ожидаемое обесценение рубля. Считается, что регулирование процентной ставки в течение предыдущих валютных кризисов удерживало существенный отток средств с рублёвых депозитов.

В российской экономике есть целый спектр проектов, которые не будет финансироваться банковскими займами. Эти проекты неприемлемы для банков по соотношению ликвидности, риска и доходности. В то же время запрос на такое финансирование возрастает. Для финансирования таких проектов необходимы фонды, концентрирующие частные капиталы, готовые платить за повышенный риск. Это означает, что наиболее динамичная часть экономики в будущем может финансироваться не банками, а фондами, что ограничивает развитие банковской системы и ее востребованность в российской экономике, особенно в условиях внешнего санкционного давления.

Текущие структурные параметры российской экономики вряд ли могут обеспечить массированное участие банковского кредита в финансировании инвестиционных проектов. Ограничениями являются: уровень процентных ставок, завышенный разрыв между обменным курсом и паритетом покупательной способности рубля, несоответствие характеристик спроса и предложения на рынке заемного капитала. Соответственно возрастают требования к развитию альтернативных каналов финансирования экономического роста.

Предлагается следующий сценарий развития посреднической деятельности на финансовом рынке.

Фонды. В настоящее время обладают высоким потенциалом развития, но недофинансированы, что связано частично с избыточным вывозом капитала и с недостатком регулирования. Фонды – наиболее перспективные посредники для ресурсов с рисками выше среднего. Они должны аккумулировать невостребованные капиталы под перспективы роста фондового рынка.

Универсальные банки. Их капитал растет медленнее, чем у других секторов финансового рынка. Быстрому развитию мешает отвлечение ресурсов на резервирование на покрытие кредитов под риском. Универсальные банки уязвимы к развитию альтернативных финансовых технологий, поэтому стараются защитить свой рынок с помощью создания экосистем и других платформ, удерживающих клиентов от перехода к конкурентам.

Инвесткомпании, брокеры. Потенциал их роста соответствует общему росту финансового рынка, но имеет явное ограничение по объему привлекаемых средств.

Финтех. Платформы, использующие современные финансовые технологии, успешно конкурируют за ресурсы с банковской системой, но вряд ли смогут претендовать на ресурсы, предназначенные для инвестиционных фондов.

Развитие национального финансового сектора, способствующее ускоренному долгосрочному росту и позитивной качественной трансформации российской экономики, предполагает:

  • опережающее по отношению к росту экономики расширение активов национального финансового сектора, соразмерное с общей потребностью в привлечении средств для финансирования инвестиций и оборотного капитала;
  • сбалансированность структуры предлагаемых финансовых инструментов и их соответствие спросу со стороны конечных заемщиков. При этом в условиях качественной трансформации экономики потребность в долгосрочных финансовых инструментах с приемлемым риском будет все более возрастать;
  • снижение уровня информационной асимметрии между потенциальными заемщиками и источниками финансирования, обеспечивающее эффективность селекции финансируемых компаний и проектов;
  • активное участие финансовых организаций в создании и выращивании компаний-«чемпионов», ориентированных на быстрый рост на основе адаптации новых технологий и формирования новых рынков.

Сопоставление потребностей отраслей реального сектора в привлечении средств и возможностей внутреннего финансового сектора по их предоставлению в течение прогнозного периода 2022-2030 гг. позволило прийти к следующим основным выводам.

Среднегодовой объем спроса на финансирование со стороны компаний в указанный период увеличится на 25% относительно периода 2017-2020 гг., среднегодовой объем предложения ресурсов за этот же период возрастет на 120% (обе величины представлены в сопоставимых ценах). Таким образом, объем предложения финансовых ресурсов внутренним финансовым сектором может частично заместить другие источники финансирования деятельности компаний реального сектора экономики, в том числе бюджетные средства и иностранные инвестиции (что особенно важно в условиях внешних финансовых ограничений).

Кроме того, в среднесрочной перспективе при рассмотрении структуры предложения финансовых ресурсов и спроса на них со стороны реального сектора экономики обнаруживаются масштабные диспропорции, которые сохраняются в течение прогнозного периода. Наиболее ярко они проявляются для отраслей, в значительной степени зависящих от использования долгосрочных инструментов финансирования (за исключением отраслей со средним уровнем инвестиционных рисков).

Далее, для отраслей, характеризующихся средним уровнем инвестиционных рисков, потребности в финансировании будут удовлетворены. В условиях смягчения денежно-кредитной политики для этих видов деятельности создаются относительно благоприятные условия для функционирования инвестиционного и оборотного капитала. В период до 2030 г. ожидается рост совокупного портфеля корпоративных кредитов в пределах 8-9% ежегодно в номинальном выражении, при этом доля долгосрочных кредитов в совокупном объеме корпоративного кредитного портфеля немного увеличится.

Помимо этого, спрос на финансовые ресурсы производств, характеризующихся короткими сроками инвестирования и высоким уровнем рисков, будет обеспечиваться на основе развития рынка акций.

Наконец, без специальной политики компенсации структурных дисбалансов между спросом и предложением финансовых ресурсов будут сохраняться следующие негативные тенденции. Во-первых, потребности реального сектора в долгосрочном высокорисковом финансировании будут удовлетворяться, главным образом, за счет долгосрочных банковских кредитов и размещения акций среди инвесторов с коротким и средним горизонтом инвестирования. Во-вторых, потребности компаний реального сектора в долгосрочном финансировании с низким уровнем инвестиционных рисков будут удовлетворяться преимущественно за счет выпуска средне- и краткосрочных облигаций или долгосрочных облигаций с краткосрочными публичными офертами эмитентов на выкуп облигаций.

6

Важнейшая практическая задача долгосрочных прогнозов социально-экономического развития состоит в том, чтобы увязать между собой ключевые параметры развития экономики, социальной сферы и используемых технологий. При этом распределение имеющихся ресурсов по направлениям определяется характером экономической политики, заложенной в тот или иной сценарий.

Оценка инерционного сценария развития предполагает, что при сохранении существующей структуры экономики и текущих объемов внутренних затрат на исследования и разработки, а также инвестиций в человеческий капитал, вклад научно-технологического прогресса в темпы экономического роста будет минимальным. В условиях сокращения вклада внешних факторов в формирование экономического роста его среднегодовые темпы снизятся с 1,9% в 2023-2025 гг. до 1,2% в 2041-2050 гг. Понятно, что такие темпы роста будут способствовать консервации технологического отставания России и снижению ее конкурентоспособности в мировой экономике.

Дополнительное ускорение темпов роста по сравнению с инерционным сценарием возможно за счет изменения параметров бюджетной и денежно-кредитной политики. В соответствии с прогнозными оценками наибольший эффект в текущих условиях возможен за счет интенсификации расходов бюджетной системы. В среднесрочной перспективе (трех-пяти лет) за счет этого фактора можно обеспечить дополнительно до 0,3 п.п. прироста среднегодовых темпов роста ВВП. При этом вклад денежно-кредитной политики будет менее значимым: она может обеспечить любое ускорение роста, но вряд ли способна стать его инициатором.

Ускорение научно-технологического развития будет способствовать повышению темпов экономического роста за счет снижения зависимости от импорта и нормализации доли импорта на внутреннем рынке, а также повышения эффективности экономики (рост добавленной стоимости на единицу использованных в производстве первичных ресурсов).

Как показывают результаты расчетов, потенциал экономического роста за счет ускорения научно-технологического развития по указанным выше направлениям достаточно велик. Так, в сценарии ускорения научно-технологического развития Российской Федерации вклад фактора научно-технологического развития в прогнозный период может обеспечить 35-40% совокупного прироста ВВП.

Полный текст доклада

Комментарии:

Ещё на сайте: