Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6
Куда движется реформа обращения с ТКО в России?[1]
Вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в современной России не были приоритетными в рамках эколого-экономической повестки и практически не обсуждались в широких слоях общества вплоть до второй половины 2010-х годов.
С момента старта «мусорной» реформы прошло уже более 5 лет, и в этой связи целесообразной представляется рефлексия относительно выбранного нашей страной пути, а также первых положительных результатов и существующих проблем.
Одним из ключевых нововведений реформы стало создание института региональных операторов, которые, как предполагалось, возьмут в свои руки всю цепочку обращения с ТКО, получив весьма широкий круг полномочий и обязанностей. Важно, что операторам дали право привлекать к этим работам сторонних подрядчиков, обладающих необходимыми ресурсами и компетенциями.
Однако интеграция региональных операторов в региональные системы обращения с ТКО происходит крайне неравномерно, в отдельных случаях не только не наблюдается положительной динамики развития отрасли, а отмечается критическая ситуация, вызванная неспособностью региональных операторов осуществлять свою деятельность. Так, например, на начало 2022 г. около 70% операторов по всей стране оказались на грани банкротства [3].
Фактически, проведенная реформа сделала оператора монополистом на территории региона (или его части) в сфере обращения с ТКО, ведь все население и юридические лица, производящие отходы, стали обязаны заключить договор исключительно с ним без возможности отказаться или выбрать другого поставщика услуг. И, что самое главное, оператор стал контролировать финансовые потоки отрасли, собирая установленный тариф с населения и юридических лиц и осуществляя оплату услуг сторонних исполнителей.
Таким образом, сложилась ситуация, когда на локальном рынке существует монополист, который зачастую сам не осуществляет деятельность, а лишь выступает неким администратором процесса, посредником между заказчиками услуг и их непосредственными исполнителями.
Еще один нерыночный элемент новой системы обращения с ТКО – единый тариф на услугу регионального оператора, устанавливаемый каждым субъектом РФ самостоятельно на основании методических рекомендаций Федеральной антимонопольной службы. Желание органов власти контролировать формирование платы за обращение с отходами понятно и разумно [1], ведь «мусорный» вопрос имеет яркий социальный окрас, население крайне чувствительно к повышениям любых коммунальных платежей (поставщиков других коммунальных услуг, кстати, тоже можно отнести к числу локальных монополистов).
Однако нормативный подход к определению тарифа стал одной из основных причин финансовых проблем операторов в некоторых регионах страны [4]. Невозможность учесть все детали и особенности деятельности по вывозу мусора даже в пределах одного региона и отсутствие гибкости в корректировке тарифа в ответ на внешние факторы делают такое ценообразование недостаточно эффективным. Кроме того, фактические затраты на вывоз ТКО, например, из районов городской многоэтажной застройки и частного сектора существенно отличаются.
Региональная территориальная схема обращения с отходами является ключевым документом, определяющим порядок функционирования отрасли в каждом субъекте РФ. С некоторых пор наличие такой схемы, содержащей информацию об источниках образования отходов, путях их транспортировки, объектах и способах обращения, а также о целевых показателях и стратегии их достижения стало обязательным для каждого региона[2]. Однако, как и другие нововведения, внедрение территориальных схем столкнулось с рядом сложностей, причем, буквально на самом старте реформы.
Возможно, решение полностью отдать разработку территориальных схем регионам было преждевременным. Сейчас целесообразным представляется создание проектов региональных схем с участием единого координирующего органа, что позволит обеспечить соблюдение сроков и большую согласованность территориальных схем.
Появление новых современных мощностей по обработке и утилизации ТКО – одна из ключевых задач проводимой реформы и одно из важнейших условий ее успешности. По оценке РЭО[3], для достижения к 2030 году целевых показателей национального проекта «Экология» в стране нужно создать около 900 объектов обработки и утилизации при 550 млрд рублей необходимых инвестиций в отрасль.
Однако и в части создания новых мощностей и появления перспективных технологий в отрасли существуют серьезные противоречия. В первую очередь они касаются масштабного проекта по строительству 30 мусоросжигательных заводов на территории страны, реализуемого группой «РТ-Инвест». Ключевые аргументы, определяющие сжигание отходов как нецелесообразное направление развития отрасли, очень емко и точно изложены в докладе экспертов Высшей школы экономики [2].
Таким образом, из-за откладывания решения «мусорной» проблемы до самого последнего момента, необходимости начинать активные действия в кратчайшие сроки, реформа оказалась плохо продуманной и происходит в крайне противоречивом ключе.
[1] Исследование выполнено по плану НИР ИЭОПП СО РАН № 121040100281-8.
[1] См.: Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 (с изменениями на 4 августа 2023 года) [Эл. Ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901711591 (дата обращения: 20.08.2023).
[2] См: Более 550 млрд рублей потребуется для создания 900 мусорных заводов в России. Российский экологический оператор [Эл. Ресурс]. URL: https://reo.ru/tpost/ylg4x4l8m1-bolee-550-mlrd-rublei-potrebuetsya-dlya (дата обращения: 17.08.2023).
Литература и информационные источники
- Белов В.И. Государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: централизация управления или рыночное саморегулирование // Управленческое консультирование. – 2022. – № 3. – С. 58–66. DOI: 10.22394/1726–1139–2022–3–58–66.
- Моргунов Б.А., Абрамов Н.Ф. Целесообразность развития мусоросжигания в России: экспертный доклад // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» / Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. 60 С. DOI: 10.17323/978-5-7598-2531-9.
- Путинцева Н.А. Глава 8. Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: максимизация использования вторичных материальных ресурсов // Реформа как инструмент государственного управления. – Санкт-Петербург: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западного института управления. – 2023. – С. 183–212.
- Цхадая Н.Д., Шпектор И.Л., Ершов А.Г., Седогин М.П., Цхадая Д.Н. Региональный оператор и тарифное регулирование погубят отрасль // Твердые бытовые отходы. – 2019. – №2 (152). С. 44-46. URL: https://clck.ru/35c7Zp (дата обращения: 15.08.2023).