Анализируются последствия изменений климата для инфраструктуры на примере автомобильных дорог с твердым покрытием. Рассматриваются сценарии их адаптации, различающиеся по масштабам применения адаптационных технологий и управленческим мерам, способствующие снижению уязвимости дорожного полотна к негативным воздействиям последствий, прежде всего, перехода приземной температуры через 0°С. Обосновывается методика расчета затрат на реализацию мер адаптации дорожной сети. Доказывается, что их стоимость не приводит к существенной нагрузке на федеральный (консолидированный) бюджет и экономику России. В то же время, для отдельных регионов страны такая нагрузка может быть значительной, что означает необходимость федеральной поддержки. Обосновывается методика оценки социально-экономической эффективности использования адаптационных технологий, способствующих снижению количества и тяжести ДТП, количества и объемов ремонтных работ, затрат времени пользователей дорог, а также уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. Показано, что указанный эффект составляет 3,1 руб. на 1 руб. затрат на меры адаптации.
Статья опубликована в журнале “Проблемы прогнозирования”, №6 2023