Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6
Мировой транспорт: текущее состояние и корректировка целей
Подавляющие объемы грузов в мировой торговле перевозятся морским транспортом. В течение последних 50-60-ти лет доля грузов в мировом товарообмене, перевозимых морским флотом (в тоннаже), колеблется в пределах 85-87%, остальное приходится на автомобильный, речной, железнодорожный и трубопроводный транспорт.
Таблица
Объемы международных перевозок грузов морским транспортом
в 2021-2022 гг., млрд. [1]
Некоторые особенности грузопотоков, проявляющиеся в последние 4-5 лет:
- интенсивность китайских торговых потоков относительно снижается;
- появление в товаропроизводстве 3D-печати, миниатюризация и дематериализация отдельных видов грузов (малые масса и объемы электронных товаров, прослушивание музыки и других передач не за счет покупки магнитофонов, радиоприемников, а за счет использования смартфонов и т.д.);
- ожидается, что торговля энергосырьевой продукцией достигнет пика к 2030 году, а затем может пойти на спад – сначала уголь, затем нефть и нефтепродукты, хотя прогнозные разработки пока отнюдь не единодушны;
- появляются данные о росте морских прибрежных перевозок. Производство становится все более региональным: почти половина мировой торговли (грузы в контейнерах) теперь приходится на внутриазиатские поставки;
- регионализация торговли имеет последствия для морского транспорта. Прежде всего, это означает, что рост региональной торговли приводит к меньшему росту активности морского транспорта, чем раньше (постепенно падают показатели по грузообороту за счет снижения плеча перевозок). Во-вторых, меньшие расстояния требуют суда меньшего размера: самые большие суда обычно используются для торговли между крупными центрами, расположенными далеко друг от друга. Использование крупных судов не имеет смысла на меньших дистанциях, так как временные затраты на их обработку сопоставимы с нахождением судов в плавании, что способствует росту доли транспортных расходов в конечной цене товара. Торговая регионализация ставит под вопрос гонку за все более крупными судами.
Железнодорожные грузоперевозки в мире:
- – Пассажирские ЖД перевозки главным образом сосредоточены в КНР, ЕС, Индии, Японии и России – это 90% всех перевезенных пассажиров в мире. В год в мире перевозки обычными железными дорогами составляют 3,1 трлн. пасс-км, высокоскоростными 600 млрд пасс-км. Самые протяженные ВСМ в КНР – развернутая длина 41 тыс. км. ВСМ эксплуатируется в 14 странах: Австрия, Бельгия, КНР, Тайвань, Франция, Германия, Италия, Япония, РК, Нидерланды, Испания, Швейцария, Турция, Великобритания.
- Доля перевозимых грузов (в т-км) по ЖД в мире составляет 7%. Наиболее интенсивно для перевозки грузов ЖД используются в Северной Америке (США и Канада),в Австралии, Бразилии, Индии, России и ЮАР. В ЕС, Японии и РК доминируют пассажирские перевозки. На ЖД транспорт в мире приходится 2%-ная доля энергопотребления от «общетранспортного потребления».
- Наибольшее среднее плечо перевозки – в США, Канаде до 1600 км и в России – до 1900 км; в КНР – менее 800 км, в Европе менее 400 км. Наиболее тяжелые составы в США – 3000 т, в России – 4400 т. Однако, на специализированных ЖД ветках в ЮАР вес составов достигает 35000 т! Стоимость 1 т-км не превышает 0,01 долл. США!
- Структура грузоперевозок на ЖД транспорте в мире: уголь, нефть и газ – 28%, руда – 17%, минеральные продукты – 9%, нефтепродукты – 8%, сельхозпродукция – 7%, химгрузы – 7%, металл – 5%, другие грузы – 19%.
- По прогнозам Международного транспортного форума (МТФ), к 2050 г. грузоперевозки в мире утроятся по сравнению с показателями 2017 г. Однако, доля ЖД транспорта снизится с 7% до 5%, поскольку быстрее будет развиваться морской и автомобильный транспорт. Прогнозируется самый высокий рост грузоперевозок по ЖД в России, КНР и США.
- В Европе будет доминировать политика развития ВСМ-перевозок, темпы роста – по 2,5% в год до 2050 г., тогда как грузовых – по 1,2%. В КНР также бОльшее внимание будет уделяться развитию ВСМ, цель – соединить ВСМ до 80% «крупных городов» между собой. Индия планирует до 2030 г. развивать пассажирские и грузовые перевозки темпом по 7% в год.
- Касательно декарбонизации на ЖД транспорте в мире, МТФ указывает, что «на железных дорогах существуют механизмы для достижения целей, но они должны быть более амбициозными». В целом МТФ констатирует, что несмотря на некоторый прогресс, уровень вредных выбросов на транспорте в ближайшие годы не будет быстро снижаться и соответствовать «разработанным международным нормам».
- Развитие международных грузоперевозок в последнее десятилетие дает основание полагать, что, во-первых, появляются, и вполне обоснованно, некоторые опасения, связанные с транзитными сухопутными перевозками. Сухопутный транзит грузов оказался под сильным политическим влиянием, что сказывается, например, на реализации китайского проекта «Один пояс, один путь». Не секрет, что отношение к нему в Европе, например, мягко говоря, неоднозначное, а увязка планов по его реализации требует не просто политического согласия всех сторон, а технологического, технического согласия.
[1] Review of Maritime Transport 2022, 2023. United Nations publication. www.unctad.org/rmt.