Презентация прошла в рамках «Энергетического семинара им. А.С. Некрасова». Посмотреть другие выступления семинара можно здесь.

Далее…

Россия завершает этап адаптации к изменившимся условиям взаимодействия с внешним миром. Теперь перед ней стоит задача проведения комплекса активных мероприятий, направленных на модернизацию экономики и общества в условиях нарастания ограничений развития. Успешность проводимой экономической политики будет определяться правильностью выбора направлений структурно-технологической модернизации и инструментов достижения результатов. В статье анализируются ключевые аспекты экономического развития: изменение институциональной среды, потенциальные возможности расширения спроса, задачи инновационной политики, механизмы финансирования модернизационных мероприятий. Констатируется, что у российской экономики есть ресурсы для обеспечения существенного повышения эффективности производства и темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Обосновывается активная экономическая политика, ориентированная на использование резервов внутреннего спроса. Даются количественные оценки параметров развития экономики в 2023-2035 гг.

Далее…

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой импортозависимости и результатами политики импортозамещения в период 2016-2020 гг. Приводится обзор вариантов оценки показателей импортозависимости, обосновывается возможность использования таблиц ресурсов и использования, публикуемых Росстатом. Основным инструментом анализа являются расчетные таблицы показателей импортозависимости. Кроме того, используется эконометрическое моделирование для проверки значимости отдельных факторов. Установлено, что в период 2016-2020 гг. по абсолютному большинству отраслей и продуктов монотонного сокращения импортозависимости не происходило. Примерно для половины рассматриваемых видов продукции, рынков и отраслей колебания доли импорта в 2016-2020 гг. были незначительны или недостаточно устойчивы. Вместе с тем, имеются свидетельства значимого и существенного импортозамещения в отдельных сегментах, в том числе, отражающие усилия государства. С учетом современного состояния российской экономики и внешних условий социально-экономического развития декларируемый в настоящее время акцент на обеспечении технологического суверенитета можно признать обоснованным, но практическая реализация политики импортозамещения в сравнении с периодом 2016-2020 гг. должна быть более действенной, как по объему, так и по эффективности применяемых инструментов.

Далее…

В статье рассматривается вопрос о том, как следует адаптировать налогово-бюджетные правила в постпандемийный период в Республике Армения, учитывая новые вызовы, связанные с геополитической ситуацией. Оценивается эффективность существующих фискальных правил во время кризиса с учетом их влияния на восстановление экономики, фискальную устойчивость и общее экономическое благосостояние. Благодаря всестороннему анализу различных конфигураций бюджетных правил, авторы пытаются определить баланс между гибкостью и дисциплиной в налогово-бюджетной политике в посткризисный период. В исследовании рассматриваются компромиссы между смягчением налогово-бюджетных правил для достижения краткосрочных целей восстановительного роста и сохранением более жестких правил для обеспечения долгосрочной стабильности в налогово-бюджетной сфере.

Далее…

Рассматриваются методические подходы к оценке возможного ущерба здоровью населения от климатических изменений и их последствий, прежде всего – от воздействия температурных аномалий, включая волны жары. Обосновываются ограничения указанных подходов и алгоритм расчетов экономического ущерба от избыточной заболеваемости и преждевременной смертности населения, обусловленных упомянутыми климатическими факторами. Предлагаются уточнения в действующие Методические рекомендации Роспотребнадзора от 2011 г., включая способы расчетов. Приводятся примеры оценок ущерба от избыточной заболеваемости и преждевременной смертности населения от волн жары.

Далее…

В статье анализируются тенденции санкционной политики, непосредственно влияющие на развитие промышленного сектора экономики. Рассмотрены факторы, препятствующие и способствующие формированию промышленного суверенитета страны. Определены ключевые проблемы, тенденции и перспективы функционирования и развития производства в новых регионах России, влияющие на обеспечение промышленного суверенитета.

Далее…

Для реализации целей, поставленных в текущей версии Энергетической стратегии Российской Федерации, необходим комплексный анализ инновационного ландшафта компаний ТЭК. В данной работе исследовалось влияние мировых нефтяных кризисов и изменение портфеля патентов компаний ТЭК в привязке к их экономической конъюнктуре. Представлены применимые механизмы государственного участия в реализации энергетических стратегий. Получены прямая зависимость активности патентования по основному виду деятельности с выручкой компаний в секторе разведки и добычи, прямая зависимость количества направлений деятельности с выручкой в секторе электроэнергетических компаний и компаний-производителей горно-шахтного оборудования; обратная зависимость активности патентования с выручкой компаний в секторе переработки и сбыта. Для международных ВИНК1 рост числа направлений деятельности и активности по ним коррелирует с выручкой компаний; национальные ВИНК при возрастании активности в пять раз по четырем направлениям увеличили рыночную капитализацию в два раза. Для российского ТЭК на основе проведенного анализа сформулированы рекомендации: для компаний каждого типа описана методология действий; на основании прогнозных моделей определены перспективные направления для национальных ВИНК; предложены пересмотр обязательных КПЭ (ключевых показателей эффективности) для государственных компаний, а также высокоуровневые формы взаимодействий государств и частного сектора.

Далее…

Необходимость оперативной оценки основных показателей социально-экономического развития страны обусловливает совершенствование методов краткосрочного анализа и прогнозирования низкочастотных параметров экономического и, в том числе, инвестиционного развития. В статье предложен подход к разработке структурно-динамической модели оперативной оценки инвестиций в основной капитал. В его основе лежит расчет интегрального месячного индекса предложения инвестиционной продукции, включающий сводный индекс предложения машин и оборудования инвестиционного назначения и сводный индекс предложения строительной продукции. Данный показатель определяющим образом отражает текущую динамику инвестиционной деятельности в экономике и может быть рекомендован в качестве прокси показателя инвестиций в основной капитал.

Далее…

В статье анализируется динамика населения районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей (Севера), в том числе Арктической зоны, за период между переписями (2010-2021 гг.). Расчеты осуществлялись как для всей территории указанных макрорегионов, так и для групп населенных пунктов разных размеров и по их положению в центро-периферийной системе, с выделением крупных городов и их пригородов. Крупные города Севера и Арктики не имели такого устойчивого роста населения, как в других частях страны, но в целом «удержали» его. Убыль населения периферийных территорий макрорегиона происходила более быстрыми темпами по сравнению с периферийными территориями других частей страны. Наиболее быстрая убыль населения, как и в целом по стране, имела место в малых сельских населенных пунктах. Это обеспечило дальнейшую концентрацию населения в крупных городах и сжатие освоенного, обитаемого пространства Севера и Арктики.

Далее…

В статье приведены результаты оценки влияния государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» на экономический рост в регионах. Оценка произведена с использованием метода синтетического контроля (от англ. Synthetic Control Method, SCM). Исследование показало, что госпрограмма эффективна для более экономически развитых субъектов РФ. В регионах, отстающих по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, реализация программы менее эффективна. Результаты существенно дополняют проведенные ранее исследования оценки эффективности госпрограмм и позволяют разработать рекомендации по корректировке региональной политики.

Далее…