Далее…

В статье рассматриваются вопросы разработки национальной системы мониторинга выбросов климатически активных веществ. Показывается, что климатическая повестка во все большей степени носит экономический характер, в этой связи ее необходимо учитывать при разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны. Разработка в России Важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИП ГЗ) по климату должна позволить интегрировать естественно-научные знания в целях более эффективного управления экономикой. Рассматриваются общая структура проекта и взаимодействия между отдельными консорциумами. Формулируются задачи экономических расчетов в рамках проекта. Делается вывод о том, что система мониторинга выбросов климатически активных веществ, ориентированная на прикладные решения в области экономической политики, предполагает интеграцию трех крупных направлений долгосрочного прогнозирования: социально-экономического, научно-технологического и экономико-климатического. Показывается, что реализация проекта ВИП ГЗ способна оказать позитивный эффект не только на обоснованность решений в области климатической политики, но и на механизмы формирования долгосрочной стратегии социально-экономического развития.

Далее…

В статье рассматриваются основные направления взаимодействия экономической и климатической политик. Констатируется, что, несмотря на внешние шоки и возросший уровень неопределенности, климатическая повестка остается в фокусе внимания Правительства РФ. Подчеркивается существенный вклад России в достижение глобальных целей климатического регулирования. Обосновывается позиция России в отношении сокращения выбросов парниковых газов в средне- и долгосрочной перспективе. Отмечается важная роль научных исследований при обосновании национальной климатической политики.

Далее…

В статье анализируется роль океана в изменениях климата. Обсуждаются эффекты, связанные с аккумуляцией антропогенного тепла океаном, а также механизмы формирования собственных изменений в океане в масштабах десятилетий. Рассматриваются потоки климатически активных газов между океаном и атмосферой. Показано, что, будучи наиболее консервативным компонентом климатической системы, Мировой океан поглощает ~92% избыточного тепла, поступающего в систему в результате антропогенной деятельности. Это определяет примерно 50-60% вклад в рост уровня Мирового океана за счет стерического фактора. Также обосновывается, что океан – единственный компонент климатической системы, обладающий внутренними (собственными) модами изменчивости с длительными (от десятилетия до нескольких десятилетий) временными масштабами. Эти моды изменчивости (например, Атлантическая мультидекадная осцилляция) формируют отклики в атмосфере (в ходе процессов взаимодействия на границе океан-атмосфера), суперпозиция которых с глобальными трендами существенно снижает точность климатических прогнозов. Наконец, показано, что океаны и моря – мощнейшие нетто-поглотители климатически активных газов, в первую очередь, СО2. С потеплением климата (и одновременным потеплением океана и морей) происходит медленное ослабление роли океана как поглотителя СО2. Более того, с усилением штормовой активности в океанах и морях происходит также ослабление этой роли, так как штормовая активность приводит к увеличению эмиссии. Таким образом, глобальные и региональные балансы парниковых газов не могут быть достоверно оценены без учета роли океана.

Далее…

Усовершенствования системы расчетного мониторинга (СРМ) антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ) и черного углерода (ЧУ) в Российской Федерации проводятся по трем основным направлениям: идентификация пробелов в необходимой для оценки выбросов статистической информации; разработка уточненных национальных коэффициентов для отдельных категорий источников; автоматизация и цифровизация данных мониторинга. Недостающая в системе мониторинга детализированная статистическая информация определяет точность оценки более 80% совокупных выбросов и почти 30% поглощений ПГ. Планируемые к разработке коэффициенты для оценки выбросов от ключевых категорий до 2024 г. позволят уточнить более 30% совокупных нетто-выбросов в России. При условии успешной цифровизации российская СРМ антропогенных потоков ПГ может занять передовые позиции в мире по качеству предоставляемых данных. В стране создается комплексная система выбросов и атмосферного переноса ЧУ, включающая подсистемы расчетного мониторинга выбросов ЧУ на территории России и сопредельных стран, модельной оценки атмосферного переноса и воздействия на Арктический регион. Усовершенствованная СРМ антропогенных потоков ПГ и ЧУ является центральным элементом важнейшего инновационного проекта государственного значения по созданию единой системы мониторинга климатически активных веществ и основой при планировании мер по сокращению выбросов и увеличению поглощения ПГ и оценки их эффективности.

Далее…

Статья посвящена методологическим и практическим вопросам оценки эффектов, связанных с мероприятиями по снижению эмиссий парниковых газов, в контексте разработки и реализации стратегии социально-экономического развития России. Авторы обосновывают необходимость учета инвестиций в меры декарбонизации, а также связанные с ними выгоды (спрос на продукцию фондообразующих отраслей) и издержки (рост цен и негативная реакция потребления). Целевой сценарий социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов построен на прогнозно-аналитическом инструментарии, опирающемся на метод «затраты-выпуск», учет базы данных Национального кадастра антропогенных выбросов. Целевой сценарий сочетает активную экономическую политику с амбициозными действиями по снижению нетто- эмиссий: среднегодовые темпы прироста ВВП России составляют 2,6%, и к 2060 г. достигается углеродная нейтральность. Более агрессивный сценарий обеспечения углеродной нейтральности к 2050 г. характеризуется значительно худшими показателями экономической эффективности.

Далее…

В статье рассматриваются актуальные вопросы создания целостной прогностической системы для обоснования сценариев декарбонизации экономики страны, интегрирующей макроэкономические прогнозы с параметрами развития энергетики и учитывающей динамику тенденций в мировой экономике и энергетике. Основное внимание уделяется задачам прогноза энергетики в контексте декарбонизации экономики и структуре соответствующего прогнозного модуля. Проанализирован зарубежный опыт организации подобной прогнозной деятельности. Предложена структура модуля прогноза энергетики России с учетом имеющихся научных заделов и модельного инструментария. В составе модуля выделяются расчетные блоки: спроса на топливно-энергетические ресурсы, оптимизации развития и технологической структуры ТЭК и его отраслей, оценки экономических параметров развития энергетики; обеспечивающие блоки: технологической информации, координации результатов расчетов. Предложена схема взаимодействия блоков по этапам решения прогнозных задач для оперативного согласования прогнозных параметров топливно-энергетического и межотраслевого балансов страны и для более детальной проработки технологической и региональной структуры и финансово-экономической оценки по отраслям ТЭК.

Далее…

В статье исследуется специфика формирования сценариев развития электроэнергетики России (включая централизованное теплоснабжение) как составной части сценариев декарбонизации национальной экономики. Рассмотрены технологические возможности для снижения выбросов углерода за счет развития низкоуглеродных и безуглеродных технологий производства электроэнергии и тепла. Оценено потенциальное влияние межотраслевого фактора – масштабной электрификации, замещения органического топлива электроэнергией на объем электропотребления. С использованием оптимизационной модели энергетического планирования EPOS получены различные прогнозы структуры производства электроэнергии и централизованного тепла до 2050 г. с учетом вариантов квотирования выбросов углерода и развития электротранспорта. Определены приросты суммарных капиталовложений и совокупных затрат на энергоснабжение, необходимые для более интенсивного роста генерирующих мощностей и низкоуглеродной трансформации их технологической структуры при снижении выбросов углерода в электроэнергетике, с учетом повышенного спроса.

Далее…

В статье рассматриваются концептуальные основы и методические подходы, связанные с регионализацией процессов декарбонизации экономики России в свете реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Предлагается концептуальная схема учета региональных особенностей при разработке сценариев декарбонизации экономики России, включая ключевые отрасли – неэнергетические секторы, что особенно актуально в условиях существенной пространственной дифференциации как показателей социально-экономического развития и отраслевой структуры отдельных российских регионов, так и размещения интенсивных по выбросам парниковых газов производств. Предлагаемый подход к регионализации объема выбросов парниковых газов основан на определении региональной структуры производства и его технологического ландшафта, а также интегральных оценках перспективности региональной декарбонизации. Полученные результаты могут быть использованы при разработке сценариев декарбонизации экономики России и ее отдельных отраслей.

Далее…