Представлен анализ результатов развития российского машиностроения в период 2010-2023 гг., определяются задачи его дальнейшего стратегического развития и оценивается реалистичность их достижения с учетом потенциальной государственной поддержки, предусмотренной федеральным бюджетом 2024-2026 гг. Особо рассматриваются структурные изменения, произошедшие внутри комплекса в 2022 и 2023 гг. В частности, анализируются параметры производительности труда, а также состав и структура материальных затрат, претерпевавшая существенные изменения под влиянием процессов импортозамещения и роста цен. На основе выявленных структурных диспропорций и ключевых проблем определяются приоритетные цели развития комплекса на среднесрочную перспективу. В заключение оцениваются бюджетные ограничения, наложенные на достижение установленных целей стратегического развития машиностроения параметрами закона о федеральном бюджете на 2024-2026 гг.

Далее…

В статье предложены подходы к поддержке процесса выращивания технологических лидеров в институтах инновационного развития с использованием разработанного фреймворка. Он создан на основе принципов системной инженерии, реализации стратегии гиперроста, в том числе в условиях частичных гарантий спроса на продукцию, позволяет проектировать технологических лидеров и обеспечивать поддержку процесса их развития. Фреймворк содержит экономическую модель выращивания технологических лидеров, состав и роли участников этого процесса, структуру целей, задач и мероприятий на каждой стадии проекта, а также набор карт для проектирования технологического лидера. Разработаны требования к управляющей команде института развития, включая необходимый уровень компетенций для каждой стадии проекта. Проведена оценка необходимых финансовых ресурсов для выращивания технологических лидеров. Применение описанных в статье подходов продемонстрировано результатами практической деятельности Фонда развития интернет-инициатив при создании крупного технологического предприятия цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Далее…

Статья посвящена вопросам импортозамещения в производстве автокомпонентов в России в условиях беспрецедентного санкционного давления и значительного ограничения импорта. Проведенные расчеты подтверждают наличие потенциала импортозамещения в среднесрочной перспективе, в ряде случаев достигающего 24-28% от производственных мощностей 2021 г. Полученные результаты свидетельствуют о важности реализации мер государственной поддержки, направленных на локализацию производства запасных частей внутри страны и поэтапное создание условий для эффективного встраивания отечественных предприятий в глобальные цепочки производства и поставок автокомпонентов.

Далее…

В статье представлены результаты анализа адаптации макрорегионов к экономическим санкциям и внешним шокам в периоды после вхождения в состав России Крыма и Севастополя и после начала специальной военной операции. Показаны изменения территориально-отраслевой структуры производства, появление новых отраслевых и региональных драйверов роста. Оценен вклад макрорегионов в формирование динамики суммарного валового регионального продукта, конечного потребления домашних хозяйств, валового накопления основного капитала. Проанализированы изменения региональной структуры потребительского спроса и доходов населения. Отмечено, что рост заработной платы и доходов населения в регионах не ведет к пропорциональному росту потребительского спроса, во всех макрорегионах рост доходов конвертировался в рост сбережений. В 2022-2023 гг. существенно увеличились темпы роста инвестиций, в том числе бюджетных. Вклад инвестиций в прирост суммарного ВРП превысил вклад конечного потребления домашних хозяйств. Новым центром роста экономики стал Урало-Приволжский макрорегион.

Далее…

В статье представлены результаты исследования, в котором предпринята попытка оценить степень соответствия достигаемых регионами результатов социально-экономического развития запланированным стратегическим целям. Цель исследования обусловлена необходимостью формирования обоснованного мнения о достаточности методологического обеспечения процесса стратегического планирования регионального социально-экономического развития минимально необходимым и объективно используемым инструментарием прогнозирования и планирования, что самым непосредственным образом определяет качество стратегического планирования. Объектом исследования выступает отдельный макрорегион России, представленный регионами, входящими в состав Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Исследование подтвердило, что формирование эффективной методологии стратегического планирования и прогнозирования регионального развития – серьезная и непростая задача, требующая переосмысления традиционной методологии, поиска новых подходов и инструментов, позволяющих осознанно управлять будущим, и интеграции их в практику органов власти, управляющих регионами.

Далее…

В статье представлены результаты исследования морских перевозок сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» за период 2018-2023 гг., выявлены основные закономерности перевозок, установлены конечные точки транспортировки СПГ в западном и восточном направлениях в зависимости от сезона.

Рассчитана провозная способность СПГ-танкеров, выполнена суммарная оценка объемов производства работающего с 2017 г. проекта «Ямал СПГ» и развивающегося проекта «Арктик СПГ-2», определена потребность арктических СПГ-проектов в танкерном транспорте, в том числе с учетом ввода в работу новых морских перегрузочных комплексов на западном и восточном направлениях.

Рассмотрены возможности развития логистики крупнотоннажных арктических СПГ-проектов. С учетом планов запуска новых линий проекта «Арктик СПГ-2», данных о сезонности навигации в акватории СМП, средних объемов танкерных партий, продолжительности круговых рейсов в западном и восточном направлениях, количества задействованных СПГ-танкеров в проекте «Ямал СПГ» и плана строительства новых газовозов для проекта «Арктик СПГ-2» предложены семь сценариев развития арктической логистики СПГ. Показано, что для ряда рассмотренных сценариев существует риск невозможности вывоза всего объема СПГ, произведенного двумя крупными арктическими проектами, ввиду недостаточного количества судов.

Далее…

Новый взгляд на характер пространственного развития в России предполагает структурные перемещения хозяйственной деятельности в широтном направлении. Основные вопросы, которые в этой связи ставятся в статье, сводятся к следующему. Насколько динамичным может и должно быть развитие восточных территорий? Достаточно того, чтобы темпы их развития соответствовали общероссийским показателям, или целесообразным признается преимущественный рост? Конкретной задачей является оценка инвестиционных условий, при которых в перспективе до 2026 г. возможен рост доли восточных регионов в ВРП страны.

Показано, что в случае пролонгации сложившегося соотношения приростной капиталоемкости в азиатской части страны и РФ в целом увеличение доли азиатской части в ВРП РФ требует неоправданно высоких инвестиционных затрат. Хорошим результатом следует считать стабилизацию этой доли к 2025 г. при средней норме накопления в течение прогнозного периода в азиатской части примерно 30%.

Далее…

В статье исследуется возможное влияние планируемого списания двух третей объема долгов регионов по бюджетным кредитам на устойчивость регионального долга. На основе анализа статистических данных по долгам отдельных регионов сделан вывод, что списание долгов существенно снизит долговую нагрузку на бюджеты наиболее уязвимых субъектов РФ. При этом одной из задач в данном контексте становится поддержание бюджетной дисциплины в регионах. Это потребует дальнейшего развития сферы регулирования и контроля региональных финансов, в том числе за счет механизмов бюджетных правил на региональном уровне.

Далее…

В работе на основе микроданных анализируется роль авиационного транспорта в формировании деловой активности населенных пунктов России. В сфере внимания находятся, прежде всего, города, в которых динамика авиационного пассажиропотока в значительной степени формируется за счет субсидий государства. В качестве индикатора экономической активности рассматривается валовая выручка в постоянных ценах предприятий всех типов, действующих в населенном пункте. На базе концепции производственной функции Кобба-Дугласа сформировано несколько вариантов моделей для оценки указанного эффекта. С целью анализа устойчивости полученных оценок рассматривались версии моделей только с авиационным транспортом, а также модели с полным составом доступных видов транспорта для населенного пункта. В качестве основного результата получены оценки эластичности валовой выручки населенного пункта по пассажиропотоку на воздушном транспорте.

Далее…

В статье анализируются результаты очередного опроса российских предприятий реального сектора экономики, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Приведены мнения предприятий о влиянии западных экономических санкций на их деятельность. Выявлены значительное расширение текущей инвестиционной активности и активизация инвестиционных намерений предприятий. Представлена информация о росте конкуренции со стороны иностранных производителей на внутреннем российском рынке. Отражена обеспокоенность предприятий дорогими кредитами и дефицитом трудовых ресурсов. Показана степень развития в России удаленной занятости и аутсорсинга. Приведена информация о росте осведомленности российских предприятий об ESG-принципах и снижение актуальности ESG-повестки в условиях санкций.

Далее…