РБК. Недвижимость от 25.09.2023

К 2030 году прирост объема устаревающего жилья составит 54 млн кв. м, а к 2040 году — 216 млн кв. м, подсчитали в ИНП РАН. В результате общий объем такого жилья достигнет 270 млн кв. м, из них 162,8 млн кв. м предполагается выводить из эксплуатации

Далее…

На основе обобщения существующих в мире подходов к моделированию последствий ограничения энергетических субсидий применительно к Узбекистану обоснована необходимость использования метода затраты-выпуск в его различных модификациях. В основе разработанной модельной конструкции лежат три канала распространения шока для экономики, занятых и экологии от ограничения энергетических субсидий: ценовой, инвестиционной и структурной. Каждый из них моделирует различные эффекты ограничения энергетических субсидий: рост энергетических тарифов и их влияние на выпуски и общий уровень инфляции; оценка дополнительных бюджетных поступлений в сопоставлении с выпадающими налоговыми поступлениями вследствие торможения роста энергоемких отраслей; негативные эффекты для занятости и доходов населения; позитивные эффекты для экологии; рост внешней задолженности при реализации зеленых инвестиционных проектов и ряд других.

В статье на примере Узбекистана обсуждаются полученные результаты моделирования последствий реализации различных сценариев проведения реформы энергетических субсидий на макро-и отраслевом уровнях, эффекты для экологии и финансовой устойчивости. Одновременно изучались вопросы ограничения негативных социальных последствий реформы энергетических субсидий путем внедрения энергоэффективных технологий и ВИЭ, стимулирования конечного спроса, замедления темпов сокращения субсидий.

Далее…

В статье анализируется опыт Китая в выстраивании собственной национальной инновационной системы. Приводится обзор основных механизмов управления развитием науки и техники. Рассматриваются структура инвестиций в экономику знаний и источники финансирования НИОКР. Показано, что Китаю удалось сформировать инновационную среду, в которой главную роль играют рыночные механизмы при сохранении руководящей роли государства. Выделяются отдельные перспективные элементы управления развитием науки и техники, которые могут быть использованы Россией.

Далее…

В статье рассматриваются вопросы формирования финансовой и нефинансовой отчетности в рамках процесса конвергенции глобальных систем финансовой отчетности US GAAP и IFRS. Приведены результаты сравнительного анализа основных концепций систем нефинансовой отчетности в корпоративном секторе экономики. По результатам проведения контент-анализа выявлены основные барьеры, тормозящие внедрение в корпоративном секторе систем нефинансового учета и нефинансовой отчетности в рамках глобальных систем финансовой отчетности. На основе анализа официальной статической информации сделан вывод, что в России наблюдается общемировой тренд, отражающий некоторое снижение количества представленных корпоративных нефинансовых отчетов. Обосновано, что формирование единых стандартов системы нефинансовой отчетности, которая сможет наиболее полно отражать отраслевую специфику компаний, не только повысит качество предоставляемой отчетной документации и ее сопоставимость, но и позволит использовать нефинансовую информацию в бизнес-практике, формируя новые прогрессивные бизнес-модели, ориентированные на устойчивое развитие и наиболее полный учет принципов ESG в деятельности. Выявлено, что основным препятствием для устойчивого корпоративного поведения следования ESG принципам является гибкий подход, поскольку его применение не формирует реальных стимулов для проведения более эффективной корпоративной политики в сфере устойчивого развития. Сделан вывод, что в текущих условиях внимание следует сосредоточить на подготовке унифицированных стандартов нефинансовой отчетности, интегрированных в действующие глобальные и национальные системы финансовой отчетности. Доказано, что отдельный акцент необходимо сделать на формировании нормативной базы для включения метрик и индикаторов, оценивающих результаты деятельности компании в сфере устойчивого развития, в публичную корпоративную нефинансовую отчетность.

Далее…

В статье описаны основные социально-экономические последствия краткосрочной межрегиональной трудовой миграции и представлен ряд оценок для России. Предлагается новый инструментарий для прогнозирования внутристрановых потоков трудовых мигрантов, отличающийся от используемых ранее в научной литературе. На ретроспективном периоде с учетом ряда факторов модель через параметры оценивания подбирает функцию распределения общего трудового потока по регионам, на базе которой реализуются сценарные расчеты будущих входящих миграционных потоков в зависимости от региональной динамики, увязанной с развитием макроэкономической ситуации. На базе прогнозных векторов восстановлены матрицы (шахматки) трудовой миграции для каждого прогнозного года. Сделаны выводы о том, что даже невысокие темпы экономического развития будут фактором роста числа внутренних трудовых мигрантов; несмотря на то, что рассмотрены несколько сценариев, с учетом более высоких темпов роста регионов азиатской России, пространственная структура трудовой миграции остается стабильной относительно отчетного периода, что «консервирует» и социально-экономические последствия трудовой миграции для регионов.

Далее…

В работе исследуется влияние национальных, отраслевых и региональных факторов на изменение численности занятых по видам экономической деятельности в регионе. На основе предложенных классификационных признаков осуществлена типологизация видов экономической деятельности региона на примере субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично относятся к Арктической зоне. Разработана критериальная основа выявления видов экономической деятельности, оказывающих приоритетное влияние на повышение занятости. Выявлены ключевые точки роста занятости в регионе (на примере Республики Саха (Якутия)).

Далее…

В статье рассматриваются вопросы оценки бюджетной обеспеченности арктических регионов с целью выравнивания доходов и повышения благосостояния населения. Проведен анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на пространственную дифференциацию арктических регионов в рамках проводимой государственной политики по выравниванию бюджетной обеспеченности. Выполнены сравнительный анализ и оценка влияния показателей уровня бедности и среднемесячной заработной платы при расчете индекса бюджетных расходов в разрезе групп арктических регионов. На основе Методики выравнивания бюджетной обеспеченности с учетом новаций, введенных с 2023 г., дана оценка изменения индекса бюджетных расходов арктических регионов. Выявлена тенденция к изменению подходов в государственной политике выравнивания бюджетной обеспеченности арктических регионов в пользу субъективных факторов пространственной дифференциации с учетом финансово-экономических условий, сложившихся диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, неоднородности бюджетных обязательств и бюджетного финансирования. Учитывая необходимость влияния промышленного освоения Арктики на повышение качества жизни народов Севера и народосбережение, предлагается усилить вовлеченность добывающих компаний в решение социально-экономических задач развития арктических территорий и поддержки местного населения на основе социального инвестирования таких компаний в районах своей деятельности.

Далее…

Статья является продолжением исследования методологии оценки ожидаемого ущерба основным фондам от протаивания многолетней мерзлоты вследствие климатических изменений в северных регионах России, в котором авторами была предложена интегральная методология экономической оценки рисков протаивания с учетом отраслевой и региональной специфики. На этой основе в данной публикации обосновывается оценка ожидаемого ущерба отраслевым комплексам девяти упомянутых регионов от деградации многолетней мерзлоты при трех сценариях, обусловленных динамикой и интенсивностью климатических изменений. Оценки суммарного ущерба основным фондов этих регионов от протаивания многолетней мерзлоты за 30-летний период в зависимости от сценария варьируют от 3,6 до 5,7 трлн руб. Наибольшие величины ущерба в региональном разрезе – в Ямало-Ненецком автономном округе – 1,8-2,5 трлн руб., что составляет около половины суммарного ущерба; в отраслевом разрезе – в добывающей промышленности – 2,0-2,7 трлн руб.

Далее…

В статье приведен анализ динамики конкуренции и доминирования на рынке биологически активных добавок (БАД) в России с 2004 по 2022 гг. Проанализирована связь между изменениями концентрации отрасли и законодательными актами, регламентирующими рекламу и оборот БАД, а также данные о долях крупнейших производителей для выявления доминирующих групп на рынке. В качестве инструментов применялись индексы Герфиндаля-Хиршмана, Линда, матрица strength/variety (SV) и коэффициенты концентрации. Доминирующая группа была выявлена четыре раза в период с 2005 по 2015 г. Показано, что после 2010 г. на рынке БАДов усилилась конкуренция. Результаты анализа свидетельствуют о сходствах в развитии конкуренции на рынке БАДов и рынке лекарственных препаратов.

Далее…