В статье дана оценка уровня газификации в стране на текущий момент – по разным методикам он составляет 66-70%. Также была оценена потребность в газификации. Текущий потенциал составил 76%, а прогноз на период до 2030 г. для разных сценариев жилищного строительства – 66-71%. При этом произойдет прирост потребления природного газа населением за счет газификации на 17-23 млрд. куб. м.

Были оценены затраты, необходимые для завершения газификации – величина порядка одного трлн. руб. Это намного выше текущих инвестиционных затрат Газпрома. Сделаны предложения, позволяющие увеличить финансирование газификации и ускорить этот процесс.

Также делается вывод, что газификация восточных регионов, особенно в местах со сложным рельефом и климатом, должна проводиться иным образом, чем в западных регионах страны, где уже развита газотранспортная инфраструктура.

Далее…

В статье на основе данных из различных источников – официальной статистики (МВД РФ), Выборочного наблюдения труда мигрантов (Росстат, 2019 г.), масштабного социологического опроса трудовых мигрантов (2017 г.) – дается комплексная характеристика женской трудовой миграции в Россию в конце 2010-х годов. Определена доля женщин в потоках из разных стран, выявлены основные страны – доноры женской трудовой миграции, оценена ежегодная численность женщин – трудовых мигрантов, проанализированы сферы занятости иностранных работниц на рынке труда РФ. Автор оценивает среднегодовое присутствие женщин – трудовых мигрантов в России в 1 млн. чел. Несмотря на общемировой тренд феминизации трудовой миграции, в России заметного роста численности иностранных работниц ожидать не стоит, так как страны-доноры с исходно высокой долей женщин в потоке утрачивают свои лидирующие позиции.

Далее…

На основе разработанной имитационной модели российской системы социальной защиты безработных исследуется влияние экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, демографических процессов и повышения пенсионного возраста на расходы федерального бюджета на выплату пособий по безработице. Проанализированы тенденции общей и зарегистрированной безработицы различных социально-демографических групп в 1992-2020 гг. Особое внимание уделяется периодам экономического спада и восстановления. На основе выявленных закономерностей разработаны сценарии моделирования. Расчеты показали, что бюджетные расходы на выплату пособий по безработице при неблагоприятном сценарии возрастут многократно. В качестве возможного решения проблемы предлагается перевод системы социальной защиты безработных на страховые принципы. Определены временные рамки, в которых реформа системы будет менее затратна для федерального бюджета.

Далее…

Одна из среднесрочных целей российской социальной политики – сокращение бедности в два раза. Для того, чтобы отслеживать приближение к этой цели, нужен надежный источник данных и инструмент оценки. Также, кроме общей динамики, важно видеть изменения на региональном уровне, поскольку социальная поддержка нуждающихся.

Используя данные репрезентативного обследования домохозяйств, проводимого ежегодно Росстатом, авторы предлагают методологию рейтингования регионов по эффективности их политик в поддержке нуждающихся. Особенностью предложенного подхода является то, что он позволяет более объективно оценить вклад усилий каждого региона как в достижение национальной цели по сокращению абсолютной бедности, так и в преодолении нуждаемости, связанной с внутрирегиональным неравенством доходов. Кроме того, авторы предлагают усовершенствовать методику учета доходов сельских домохозяйств, чтобы в ходе построения рейтинга более справедливо учитывать вклад личного подсобного хозяйства в их материальное положение.

Результаты рейтингования на первый взгляд могут показаться неожиданными: лучшую эффективность в сокращении уровня бедности могут демонстрировать не только экономические лидеры, но и далеко не самые обеспеченные российские регионы, и наоборот, относительно высокий или низкий исходный уровень бедности в регионе также не предопределяет результата. Анализ показывает, что залогом эффективности является такая региональная политика, меры социальной поддержки которой преимущественно нацелены на действительно нуждающихся и достигают их, а размер выплат одновременно с этим прогрессивно дифференцирован в зависимости от степени нуждаемости и достаточен, чтобы ее преодолеть.

Далее…

Во второй части статьи (начало см. в №6-2021 г.) анализируются негативные последствия так называемой оптимизации здравоохранения. Показано, что в результате ее проведения снизилась доступность медицинской помощи. Рассмотрен возможный способ совершенствования территориальной организации медицинского обслуживания. Оценена эффективность российской системы здравоохранения в борьбе с коронавирусной пандемией.

Далее…

Отличие российской Арктики от других территорий России не исчерпывается экстремальным климатом, низкой плотностью населения и слабыми транспортными связями. Таких отличий намного больше и их необходимо учитывать при прогнозировании и принятии решений о развитии этой территории. Первым из таких отличий является выделение Арктики в единый объект федерального регулирования, что создало зону, по неоднородности структуры не имеющую аналогов ни в России, ни в мире. Требуются особые решения по переосвоению арктического «советского наследия» – результата уникального генезиса экономического, социального и инфраструктурного потенциала Арктики. Отличными от других территорий являются угрозы, вызовы и риски всем видам арктической деятельности. Из таких и иных особенностей формируется реальный облик «другой Арктики» как предмета новых исследований и регулятивной деятельности.

Далее…

В статье обобщаются результаты научных исследований, предметом изучения которых выступает анализ и моделирование межрегиональных цепочек добавленной стоимости (ЦДС). Обосновывается актуальность проведения государственной политики по их развитию. Систематизируется и апробируется существующий аналитический и модельный инструментарий, использование которого позволяет повышать качество управления данными процессами. Представляются основные направления и инструменты регулирования межрегиональных ЦДС.

Далее…

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи уровня спроса доходных групп населения и трудовых доходов. Исследуется влияние спроса различных доходных групп населения на параметры производства. В качестве инструментария расчетов используются таблицы «затраты-выпуск» с расширенной матрицей коэффициентов полных затрат за счет добавления в нее элементов оплаты труда и потребления домашних хозяйств. Обоснован вывод о том, что рост доходов и спроса в низкодоходных группах населения в наибольшей степени влияет на производство в реальном секторе, а в высокодоходных группах населения – на продукцию сектора услуг. Определены укрупненные секторы экономики, на деятельность которых в наибольшей степени воздействует спрос тех или иных доходных групп с учетом индуцированных эффектов, формирующихся в экономике. Отмечено, что рост спроса в низкодоходных группах населения в наибольшей степени отражается на доходах высокодоходных групп населения. Показано, что даже относительно скромные структурные сдвиги в объемах заработной платы по децильным группам могут привести к ощутимым структурным и суммарным изменениям выпуска. Проведен анализ влияния на объемы производства изменений в квалификационной структуре занятости, отражающий меньшие различия в отклике секторов экономики на изменение спроса различных квалификационных групп работников, чем доходных групп.

Далее…

Журнал Эксперт №4 (1237) 24-30 января 2022

Далее…

20 января в Центральном доме ученых состоялось очередное заседание Секции управления экономикой на тему: “Динамика валютного курса как фактор формирования экономической динамики”.

Далее…