Russian

Выступление прошло 17 ноября 2021 в рамках конференции “Проблемы прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития в контексте проблемы глобальных изменений климата

Далее…

30 ноября в Центральном доме ученых состоялось очередное заседание Секции управления экономикой на тему: “Особенности бюджетной политики в современных российских условиях”.

Далее…

Russian

Выступление прошло 17 ноября 2021 в рамках конференции “Проблемы прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития в контексте проблемы глобальных изменений климата

Далее…

Russian

Выступление прошло 17 ноября 2021 в рамках конференции “Проблемы прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития в контексте проблемы глобальных изменений климата

Далее…

Russian

Выступление прошло 17 ноября 2021 в рамках конференции “Проблемы прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития в контексте проблемы глобальных изменений климата

Далее…

Общественное телевидение России (ОТР), программа “Отражение” от 7 декабря 2021 года с участием заведующего лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилла Янкова.

Далее…

Russian

Выступление прошло 17 ноября 2021 в рамках конференции “Проблемы прогнозирования социально-экономического и научно-технологического развития в контексте проблемы глобальных изменений климата

Далее…

Статья посвящена теме развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны РФ как единой транспортной системы на основе модернизации Северного морского пути во взаимосвязи с развитием наземной и воздушной транспортной инфраструктуры макрорегиона. Отмечается значение транспорта как одного из основных факторов в решении задач пространственного развития, что актуально для значительной части малоосвоенных территорий страны, особенно зоны Арктики. Роль транспорта в Арктике, помимо дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот месторождений природных, прежде всего углеводородных, ресурсов, состоит в формировании конкурентоспособной транспортно-коммуникационной системы на новой технологической основе, отвечающей стратегическим задачам развития страны, обеспечивающей единство экономического пространства. Он является фактором социально-экономического роста не только территории Арктики, но и России в целом. Значительное внимание уделено теме возрождения Северного морского пути – ключевой транспортной артерии при освоении Арктики с функциями международного транспортного коридора, поставщика продукции ресурсодобывающих отраслей на внутренний и внешний рынки, обеспечивающей жизнедеятельность местного населения, а также выполняющей другие функции геополитического и прикладного характера. Отмечено значение других видов транспорта в комплексном развитии арктических территорий, обеспечении связи с другими регионами страны. Показана успешность реализации транспортных проектов при условии использования инновационных технико-технологических разработок и управленческих решений по согласованию социальных, экономических отношений между государственными структурами всех уровней, корпорациями, бизнесом, отраслями, населением, в т. ч. коренными северными народами. Подчеркнуто, что усиление роли государства означает формирование системного подхода, обеспечивающего эффективное управление территориальным развитием, включая инфраструктурный потенциал Арктической зоны РФ, страны в целом

Далее…

В статье рассмотрены различные подходы к определению и пониманию транспортной доступности в целом и транспортной доступности населенных пунктов в частности, существующие в научной литературе, впервые проанализировано, как проблема недостаточной транспортной доступности населенных пунктов представлена в федеральных документах стратегического планирования. Приведены авторские взгляды на данную экономико-географическую категорию, предложены подходы к созданию системы показателей, которые могли бы отражать уровень транспортной доступности с использованием различных видов транспорта. Анализ нормативно-правовых актов стратегического планирования дает возможность оценить важность проблемы на страновом уровне: по-прежнему велика доля сельских населенных пунктов, в основном в северных районах страны, не обеспеченных круглогодичной транспортной связностью с сетью автомобильных дорог, железнодорожными станциями или имеющих водное сообщение. Хотя на государственном уровне обсуждаются пути решения этой проблемы, на взгляд автора, предложенных мер недостаточно, так как конкретные примеры неустойчивой круглогодичной связи населенного пункта могут требовать дифференцированного подхода к улучшению транспортной доступности. Документы стратегического планирования могли бы играть более важную роль при условии выработки единого методического подхода и системы показателей транспортной доступности, которые в настоящее время отсутствуют. Важными элементами единого методического подхода представляются уточнение критерия доступности по времени и дифференциация доступности для людей и для доставки грузов. Кроме того, важно уточнить категорию «населенный пункт». Сформулировано предложение по отражению проблемы в федеральных документах стратегического планирования. В стране не должно остаться ни одного населенного пункта, в котором не имеется доступа по автодороге с твердым покрытием, ни самолетом, ни водным транспортом, с приоритетом обеспечения доступа по автодороге

Далее…

В современных условиях традиционные способы прогнозирования развития отраслей экономики уже не дают приемлемых результатов, что определяет актуальность задачи разработки новых методов и подходов к отраслевому прогнозированию. В статье предложен подход к прогнозированию отраслевого развития под влиянием процессов в социальной сфере. Рассмотрены основные противоречия, вызванные влиянием металлургического производства на формирование социально-экономических условий в стране. Показано, что социальные факторы играли значимую роль в принятии решений по созданию предприятий металлургии и управлению рынком металла. Выделены основные социальные функции, которые выполняет металлургия. Исследование товарного рынка металлопродукции дополнено анализом изменений позиций металлургических предприятий на рынке капитала и рынке трудовых ресурсов. Отмечено, что следствием социальных расходов металлургических компаний становится общественное признание результатов их деятельности, а также изменение уровня их капитализации. Это позволило выработать методический подход к оценке перспектив отраслевого развития на основе использования ориентиров социального развития страны. В качестве экономического критерия предложена оценка накопления средств, вкладываемых в развитие производства, сохранности и приумножения капитала. Представлены оценки социальных результатов развития металлургического производства при различных сценариях управления системой принятия решений в стране. Дана сравнительная характеристика бизнес-ориентированного, государственно-патерналистского сценария и сценария радикальных социальных преобразований. Обосновывается вывод о преимуществах социального варианта развития государства для построения перспективного облика отечественной металлургии. Данный сценарий обеспечит высокую динамику производства металла, рост капитализации бизнеса и качества жизни в стране

Далее…