Статья посвящена изучению инновационной активности и экономической безопасности в условиях существования низкоэффективных фирм. Рассматриваются эффекты влияния убыточных компаний на других участников рынка и конкурентную борьбу, на внедрение инноваций. Проводится анализ публикаций по ведущимся дискуссиям, используется системный подход и экономико-математическое моделирование для изучения взаимодействия фирм со старыми и новыми технологиями. Показано, что при исследовании проблем фирм-зомби нельзя ограничиваться неоклассической трактовкой их поведения на рынке. Стремление таких фирм к возврату хотя бы части вложенных в основной капитал средств способно существенно усиливать инерционность развития экономики, сдерживать активность инновационных фирм. При выработке экономической политики в отношении низкоэффективных фирм необходимо учитывать как их негативное влияние на инновационное развитие реального сектора экономики, так и способность, пусть в ограниченных объемах и с более высокими издержками, демпфировать прекращение поставок по импорту.
Каталог публикаций
В статье рассмотрены вопросы изучения фактора труда в отрасли машиностроения в рамках концепции материализации научных знаний А.И. Анчишкина и теории многоуровневой экономики Ю.В. Яременко, где профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала предприятий железнодорожного машиностроения может рассматриваться как процесс замещения массовых трудовых ресурсов качественными. Рассмотрены реальные примеры формирования качественных трудовых ресурсов на предприятиях российского ЖДМ и предложены новые формы их расширения в современных реалиях. Рассматривается возможный методический подход к учету мер по повышению качества трудовых ресурсов как фактора, оказывающего существенное влияние на развитие отрасли, и проанализированы современные проблемы учета статистической информации, которые необходимо решить для его реализации.
В статье анализируется совместное использование легковых автомобилей с точки зрения его влияния на процесс автомобилизации. Делается вывод, что совместное использование ограничено нишей 30% в суммарном пробеге легкового автотранспорта. Также анализируются текущие представления о перспективах внедрения беспилотных автомобилей, обнаруживается, что сроки их внедрения существенно сдвигаются (на 10-15 лет вперед) по сравнению с теми представлениями, которые были 4-5 лет назад. На основе этих данных пересматриваются сценарии распространения совместно используемых беспилотных автомобилей, представленные в предыдущих работах автора. На основе разработанного прогнозно-аналитического инструментария оценивается влияние этого распространения на пробег, потребление моторных топлив и выбросы СО2. Показано, что в России это влияние невелико (не более 4% к 2045 году) даже в сценариях, в которых совместно используемые беспилотные автомобили занимают существенную долю в совокупном пробеге (порядка 28%).
Проведён анализ производства и продажи алкогольной продукции, динамики поступления акцизов в консолидированный бюджет от её реализации. Исследуется рост ставок акциза на крепкие алкогольные напитки, пиво и вино. Проводится анализ нелегального производства и продажи алкогольной продукции, делается её оценка.
В статье рассмотрено состояние, состав и структура российской радиоэлектронной промышленности, а также формирование новых тенденций развития, в том числе адаптация отрасли к новым условиям функционирования, сформированным вследствие масштабных санкционных ограничений и ответных действий правительства РФ по донастройке системы поддержки и стимулированию ускоренного импортозамещения. Проведена статистическая реконструкция основных экономических показателей радиоэлектронной промышленности. Рассматриваются актуальные глобальные тренды развития радиоэлектронной промышленности, которые будут оказывать влияние на российскую экономику в среднесрочной перспективе.
В статье показана значимость рынка моторных топлив для транспортного сектора и российской экономики в целом. Определены и проанализированы направления влияния цен на моторное топливо на разные аспекты отечественной экономики: инфляцию, расходы потребителей, экономику нефтяной отрасли, макроэкономические показатели и бюджет. Делается вывод, что введенная в 2019 г. система ценообразования не решает полноценно задачу недопущения ценовых кризисов и при этом имеет ряд негативных воздействий на различные стороны отечественной экономики.
В статье рассмотрено положение российской газовой отрасли, которое существенно изменилось в 2020-х гг. Проанализированы показатели экспорта природного газа. Отмечено снижение доли экспорта в совокупном объеме физических поставок (с 35% до 23% в 2019-2023 гг.) и в общем объеме выручки. Показано, что физические объемы экспорта не восстановятся до показателей 2019 г. по различным сценариям до 2030-2040 гг. Обосновано, что при относительно стабильных внутренних ценах доходы газовой отрасли имеют ограниченный потенциал роста при сильной зависимости от экспортных цен в международных контрактах. Показана высокая неопределенность развития и финансового состояния газовой отрасли. Оценена реализуемость инвестиционной программы, в которую входят Мурманский СПГ, комплекс по переработке газа в посёлке Усть-Луга и другие проекты, и роль газовой отрасли в экономике России в новых условиях.
В статье рассматриваются подходы к определению динамики спроса на материально-технические ресурсы и возможные подходы к прогнозированию изменения спроса с учётом практического использования прогноза. Рассматривается необходимость формирования прогноза динамики спроса, исходя из поддержания целевой надёжности цепи поставок. Рассматриваются виды динамики спроса (тенденций и трендов) и возможности их прогнозирования. Статья написана с целью постановки проблемы в деятельности компаний и в попытке определить подходы, которые могут быть использованы при прогнозировании динамики спроса.
Обобщаются прозвучавшие на круглом столе экспертные мнения и оценки. Рассматривается роль общественных финансов на современном этапе. Обсуждаются перспективы дальнейшего развития и трансформации системы общественных финансов.
По итогам 2024 г. российская экономика выросла на 4.1%. Данные темпы сами по себе являются достаточно высокими. Значимость результатов экономического развития подчеркивается тем, что российская экономика продолжает функционировать условиях усиливающегося санкционного давления и сверхжесткой денежно-кредитной политики.