Для реализации целей, поставленных в текущей версии Энергетической стратегии Российской Федерации, необходим комплексный анализ инновационного ландшафта компаний ТЭК. В данной работе исследовалось влияние мировых нефтяных кризисов и изменение портфеля патентов компаний ТЭК в привязке к их экономической конъюнктуре. Представлены применимые механизмы государственного участия в реализации энергетических стратегий. Получены прямая зависимость активности патентования по основному виду деятельности с выручкой компаний в секторе разведки и добычи, прямая зависимость количества направлений деятельности с выручкой в секторе электроэнергетических компаний и компаний-производителей горно-шахтного оборудования; обратная зависимость активности патентования с выручкой компаний в секторе переработки и сбыта. Для международных ВИНК1 рост числа направлений деятельности и активности по ним коррелирует с выручкой компаний; национальные ВИНК при возрастании активности в пять раз по четырем направлениям увеличили рыночную капитализацию в два раза. Для российского ТЭК на основе проведенного анализа сформулированы рекомендации: для компаний каждого типа описана методология действий; на основании прогнозных моделей определены перспективные направления для национальных ВИНК; предложены пересмотр обязательных КПЭ (ключевых показателей эффективности) для государственных компаний, а также высокоуровневые формы взаимодействий государств и частного сектора.

Далее…

Необходимость оперативной оценки основных показателей социально-экономического развития страны обусловливает совершенствование методов краткосрочного анализа и прогнозирования низкочастотных параметров экономического и, в том числе, инвестиционного развития. В статье предложен подход к разработке структурно-динамической модели оперативной оценки инвестиций в основной капитал. В его основе лежит расчет интегрального месячного индекса предложения инвестиционной продукции, включающий сводный индекс предложения машин и оборудования инвестиционного назначения и сводный индекс предложения строительной продукции. Данный показатель определяющим образом отражает текущую динамику инвестиционной деятельности в экономике и может быть рекомендован в качестве прокси показателя инвестиций в основной капитал.

Далее…

В статье анализируется динамика населения районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей (Севера), в том числе Арктической зоны, за период между переписями (2010-2021 гг.). Расчеты осуществлялись как для всей территории указанных макрорегионов, так и для групп населенных пунктов разных размеров и по их положению в центро-периферийной системе, с выделением крупных городов и их пригородов. Крупные города Севера и Арктики не имели такого устойчивого роста населения, как в других частях страны, но в целом «удержали» его. Убыль населения периферийных территорий макрорегиона происходила более быстрыми темпами по сравнению с периферийными территориями других частей страны. Наиболее быстрая убыль населения, как и в целом по стране, имела место в малых сельских населенных пунктах. Это обеспечило дальнейшую концентрацию населения в крупных городах и сжатие освоенного, обитаемого пространства Севера и Арктики.

Далее…

В статье приведены результаты оценки влияния государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» на экономический рост в регионах. Оценка произведена с использованием метода синтетического контроля (от англ. Synthetic Control Method, SCM). Исследование показало, что госпрограмма эффективна для более экономически развитых субъектов РФ. В регионах, отстающих по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, реализация программы менее эффективна. Результаты существенно дополняют проведенные ранее исследования оценки эффективности госпрограмм и позволяют разработать рекомендации по корректировке региональной политики.

Далее…

В работе проведен анализ проблем прогнозирования городской устойчивости к шокам. Описаны методологические проблемы прогнозирования: размытость и многогранность концепции шокоустойчивости, неизвестность характера шока и состояния системы к моменту его наступления, сложность причинно-следственных связей в системе городской экономики и городского хозяйства, непредсказуемость способности адаптироваться к шоку, человеческий фактор, отсутствие консенсуса по поводу конечной цели городской шокоустойчивости, отсутствие и/или запаздывание данных. В российских условиях к данным проблемам добавляется отсутствие актуальной качественной информации о реакции на стресс, о наиболее острых проблемах, требующих незамедлительного решения.

Предложен и апробирован авторский подход к прогнозированию шокоустойчивости, включающий экспертные интервью с представителями городской администрации и их анкетный опрос. Как показали результаты опроса, российские города обладают достаточно высокой адаптационной способностью к стрессу, причем одна из важнейших причин устойчивости – человеческий фактор, способность муниципальной администрации оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Далее…

В статье представлен анализ основных изменений условий функционирования российского автомобильного рынка как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Дается оценка влияния ужесточения внешнеторговых условий, возможностей локализации и расширения производства внутри страны, основных факторов, предопределяющих спрос населения на автомобили в текущих экономических условиях. Выделяются основные факторы, которые могут быть переведены в количественные показатели. Представлен аналитический инструментарий для построения прогноза уровня автомобилизации и продаж. Оцениваются объемы этих показателей в разных сценариях. Делается вывод, что реализация отдельных сценариев подразумевает риски для обеспечения мобильности населения и его здоровья; бремя компенсации этих рисков может лечь на государство. Сценарии, в которых эти риски не реализуются, также требуют активной государственной политики.

Далее…

В статье рассматриваются перевозки судами смешанного типа плавания «река-море», связывающие Северный морской путь (СМП) и сибирские реки – Обь, Енисей, Хатангу, Анабар, Оленек, Лену, Яну, Индигирку и Колыму за период 2018-2021 гг. Изучен вклад таких перевозок в общий грузооборот Северного морского пути. Показано, что на фоне общей растущей судоходной активности в акватории СМП объем перевозимых грузов и доля рейсов «река-море» системно снижается. Выполнен анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие выявленного негативного тренда. Изучен возраст судов, их ледовый класс, судоходная активность на конкретных реках, возможности использования рек для завоза грузов.

Далее…

Цель данного исследования – количественная оценка потенциальной потребности российской экономики в пластиках и пластиковых изделиях в среднесрочной перспективе на фоне введенных в отношении страны санкций. Моделирование проведено для сценариев полной и частичной потери импорта изделий из пластика в результате санкций и в предположении замещения этих объемов российским производством. Полученные интервальные оценки говорят о наличии значительных потребностей в импортозамещении пластиков, обеспечение которых только за счет расширения отечественных мощностей нереализуемо. Необходим поиск новых поставщиков, изменение географии внешней торговли пластиками с ориентацией на страны, не присоединившиеся к санкционной политике.

Далее…

Цель исследования заключается в оценке влияния различных факторов, обусловливающих незакрытие процедур по госзакупке лекарственных препаратов. Системно исследованы факторы «со стороны поставщика» и «со стороны заказчика»; выявлены частые ошибки, допускаемые заказчиками при обосновании цены закупаемых препаратов; оценена вероятность незакрытия торгов в зависимости от объявленной цены и типа препарата. Рассчитаны ориентировочные критические границы, в рамках которых заказчикам следует устанавливать начальные (максимальные) цены контрактов по ряду препаратов, чтобы торги состоялись успешно.

Далее…

В статье исследуются взаимовлияния курсов валют AZN/RUB и USD/RUB на фоне усиливающихся санкций против России в период с 02.01.2023 г. по 06.09.2023 г. (пятидневные показатели,178 наблюдений) с использованием механизма коррекции ошибок (ECM) и авторегрессионных моделей с распределенным лагом (ARDL) с учетом структурных сдвигов. Определены конкретные спецификации регрессионных моделей, подтверждающие, что изменение обменного курса американского доллара к российскому рублю оказывает статистически слабо значимый сонаправленный эффект на обменный курс азербайджанского маната к российскому рублю. Определены скорости восстановления равновесия после шоковых изменений между зависимой и независимой переменной, а также соотношения с положительными коинтегрирующими коэффициентами, при которых траектория указанных курсов сходит с равновесного положения и не возвращается к нему после влияния шока в предыдущем периоде. Полученные результаты для разных спецификаций показывают, что, в связи с девальвацией российского рубля к американскому доллару, в настоящее время угрозы для курса азербайджанского маната к российскому рублю нет.

Далее…