В статье рассматриваются возможности оптимизации отраслевой структуры железнодорожных грузоперевозок в восточном направлении при ограниченной мощности Восточного полигона. Цель работы заключается в оценке экономических эффектов от частичной замены экспортных перевозок угля другими грузами.

С помощью оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ-транспорт) выполняется сценарное прогнозирование развития экономики до 2030 г. для различной товарной структуры перевозок. Альтернативные варианты сравниваются по объему валовой продукции, конечного потребления и занятости по России и в региональном разрезе. Оценивается также разница налоговых поступлений в бюджетную систему страны между сценариями.

Расчеты показали, что оптимальным вариантом замены 8 млн т угля на Восточном полигоне является комбинация зерна, цветных металлов и нефтепродуктов. Дополнительный прирост конечного потребления в 2030 г. оценивается в 1,2%. Реализация оптимального варианта потребует государственной поддержки некоторой реструктуризации экономики страны.

Далее…

В статье представлен сравнительный анализ прогнозов динамики численности населения мира и России до 2100 г. В качестве основных источников данных использованы прогнозы ООН (World Population Prospects 2019, 2022 и 2024 гг.), а также прогнозы IHME, IIASA и Росстата. Выявлена тенденция к замедлению роста мирового населения во всех прогнозных сценариях, с высокой вероятностью достижения пикового значения численности к концу XXI века. Проведен сравнительный анализ ключевых сценариев прогнозов, с акцентом на роль предположений о рождаемости, смертности и миграции в формировании долгосрочных демографических оценок. Анализ демографических прогнозов России включает критическую оценку заложенных гипотез о рождаемости, смертности и миграции в контексте текущих демографических трендов и исторической динамики. Показано, что большинство прогнозов характеризуется завышенными оценками рождаемости и смертности, что делает реализацию низких и средних сценариев более вероятной, тогда как высокие сценарии маловероятны для достижения в условиях современной демографической ситуации.

Далее…

В последние несколько лет цены на жилье в России в строящихся домах росли быстрыми темпами и опережали динамику потребительской инфляции, доходов населения, стоимости аренды и себестоимости строительства. В результате, с начала 2020 г. средние цены на первичное жилье возросли в два раза. Динамика цен на жилую недвижимость складывается под влиянием множества факторов. В статье адаптируется подход, предложенный в недавней работе A. Shapiro (2022), и оценивается, в какой мере факторы спроса и предложения объясняют рост цен на жилье в российских регионах. В статье представлена первая в научной литературе декомпозиция динамики цен на жилье в России в 2016-2024 гг. на факторы спроса и предложения в региональном разрезе. Проведенные авторами расчеты и анализ позволяют свежим взглядом посмотреть на рост цен на жилье в разных регионах России, оценить эффективность мер поддержки рынка жилья и понять, чего ждать от динамики цен в дальнейшем.

Далее…

Ведомости от 24.03.2025

Демография как фактор формирования новой экономической модели

Далее…

«Коммерсантъ» от 20.03.2025

Не пора ли России готовиться к отмене санкций

Далее…

Выявление противоречий макроэкономического процесса с другими аспектами регионального развития представляется одним из центральных исследовательских вопросов при выработке методологического подхода к изучению пространственного развития. Не менее значимой для анализа эффективности политики пространственного развития является оценка ее места в системе выработки управленческих решений. Для обоснования управленческих решений требуется понимание пространства как совокупности ресурсов, используемых в экономической деятельности, и как территории приумножения общественного богатства, накопления капитала. Показано, что постсоциализация общественных отношений, связанная с пересмотром роли общественных и индивидуальных ресурсов в экономическом развитии, находит отражение в приоритетах управления региональными процессами генерирования общественных благ.

Далее…

В статье рассматриваются подходы и модели макроэкономического прогнозирования, используемые международными организациями, такими как Секретариат ООН, Всемирный банк, МВФ и ОЭСР, с акцентом на их структурные особенности и историческую эволюцию. Эти модели предназначены не только для прогнозирования, но и для анализа сценариев, используя модульную структуру со стандартизированными компонентами. Параметры модели обычно оцениваются эконометрически, хотя граничные значения также могут быть определены посредством экспертной оценки. Разработка моделей представляет собой динамический процесс, включающий регулярное обновление информации, постоянные улучшения и интеграцию новых функций.

Далее…

Статья посвящена изучению инновационной активности и экономической безопасности в условиях существования низкоэффективных фирм. Рассматриваются эффекты влияния убыточных компаний на других участников рынка и конкурентную борьбу, на внедрение инноваций. Проводится анализ публикаций по ведущимся дискуссиям, используется системный подход и экономико-математическое моделирование для изучения взаимодействия фирм со старыми и новыми технологиями. Показано, что при исследовании проблем фирм-зомби нельзя ограничиваться неоклассической трактовкой их поведения на рынке. Стремление таких фирм к возврату хотя бы части вложенных в основной капитал средств способно существенно усиливать инерционность развития экономики, сдерживать активность инновационных фирм. При выработке экономической политики в отношении низкоэффективных фирм необходимо учитывать как их негативное влияние на инновационное развитие реального сектора экономики, так и способность, пусть в ограниченных объемах и с более высокими издержками, демпфировать прекращение поставок по импорту.

Далее…

В статье рассмотрены вопросы изучения фактора труда в отрасли машиностроения в рамках концепции материализации научных знаний А.И. Анчишкина и теории многоуровневой экономики Ю.В. Яременко, где профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала предприятий железнодорожного машиностроения может рассматриваться как процесс замещения массовых трудовых ресурсов качественными. Рассмотрены реальные примеры формирования качественных трудовых ресурсов на предприятиях российского ЖДМ и предложены новые формы их расширения в современных реалиях. Рассматривается возможный методический подход к учету мер по повышению качества трудовых ресурсов как фактора, оказывающего существенное влияние на развитие отрасли, и проанализированы современные проблемы учета статистической информации, которые необходимо решить для его реализации.

Далее…

В статье анализируется совместное использование легковых автомобилей с точки зрения его влияния на процесс автомобилизации. Делается вывод, что совместное использование ограничено нишей 30% в суммарном пробеге легкового автотранспорта. Также анализируются текущие представления о перспективах внедрения беспилотных автомобилей, обнаруживается, что сроки их внедрения существенно сдвигаются (на 10-15 лет вперед) по сравнению с теми представлениями, которые были 4-5 лет назад. На основе этих данных пересматриваются сценарии распространения совместно используемых беспилотных автомобилей, представленные в предыдущих работах автора. На основе разработанного прогнозно-аналитического инструментария оценивается влияние этого распространения на пробег, потребление моторных топлив и выбросы СО2. Показано, что в России это влияние невелико (не более 4% к 2045 году) даже в сценариях, в которых совместно используемые беспилотные автомобили занимают существенную долю в совокупном пробеге (порядка 28%).

Далее…