В работе на основе микроданных анализируется роль авиационного транспорта в формировании деловой активности населенных пунктов России. В сфере внимания находятся, прежде всего, города, в которых динамика авиационного пассажиропотока в значительной степени формируется за счет субсидий государства. В качестве индикатора экономической активности рассматривается валовая выручка в постоянных ценах предприятий всех типов, действующих в населенном пункте. На базе концепции производственной функции Кобба-Дугласа сформировано несколько вариантов моделей для оценки указанного эффекта. С целью анализа устойчивости полученных оценок рассматривались версии моделей только с авиационным транспортом, а также модели с полным составом доступных видов транспорта для населенного пункта. В качестве основного результата получены оценки эластичности валовой выручки населенного пункта по пассажиропотоку на воздушном транспорте.
Каталог публикаций
В статье анализируются результаты очередного опроса российских предприятий реального сектора экономики, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Приведены мнения предприятий о влиянии западных экономических санкций на их деятельность. Выявлены значительное расширение текущей инвестиционной активности и активизация инвестиционных намерений предприятий. Представлена информация о росте конкуренции со стороны иностранных производителей на внутреннем российском рынке. Отражена обеспокоенность предприятий дорогими кредитами и дефицитом трудовых ресурсов. Показана степень развития в России удаленной занятости и аутсорсинга. Приведена информация о росте осведомленности российских предприятий об ESG-принципах и снижение актуальности ESG-повестки в условиях санкций.
Экзогенный политический шок, вызванный беспрецедентным санкционным давлением Запада на Россию, заметно ускорил процесс передела рынка нефти в Европе, который происходит на фоне снижающегося спроса на нефть в крупнейших европейских экономиках. Показано, что одними из главных бенефициаров передела европейского нефтяного рынка являются крупнейшие мировые вертикально интегрированные нефтегазовые компании, которые не только наращивают экспорт нефти в Европу, но и опираются в условиях обострившейся конкуренции на свои европейские нефтеперерабатывающие мощности. Расширение экспортной ниши крупнейших американских и европейских компаний на падающем рынке является результатом не только рыночной конкуренции, но также и санкций ЕС и стран семерки в отношении импорта российской нефти и нефтепродуктов. Ожидаемые шоки экологического регулирования дополнительно усилят конкуренцию на европейском нефтяном рынке.
С начала всестороннего экономического обновления в 1986 г. процесс индустриализации во Вьетнаме неоднократно переосмысливался и достиг значительных успехов. Двумя основными прорывами в осмыслении процесса индустриализации Коммунистической партией Вьетнама стали переход от импортозамещающей к экспортноориентированной стратегии индустриализации и адаптация процесса индустриализации к конкретным условиям Вьетнама.
Успех индустриализации во Вьетнаме был очевиден благодаря быстрому экономическому росту, реструктуризации экономики в соответствии с общемировым трендом, впечатляющим показателям экспорта, укреплению отношений с ключевыми дипломатическими партнерами и развитию человеческого капитала, опережающему ожидаемый уровень доходов страны. Тем не менее, экономика Вьетнама демонстрирует признаки снижения темпов роста, специализируясь на функциях сборки с низкой добавленной стоимостью, усиливающей региональные диспропорции и неравенство доходов. Это свидетельствует о том, что модель индустриализации страны нуждается в дальнейшей адаптации в новом глобальном контексте. Новая модель должна в большей степени сосредоточиться на построении независимой и самостоятельной внутренней экономики, опираться на основы развития отечественной науки и техники, сосредоточиться на некоторых ключевых отраслях, таких как информационные технологии, электроника или возобновляемые источники энергии, а также отдать приоритет развитию человеческого капитала.