«Коммерсантъ» от 21.02.2024

Чья экономическая политика выгоднее для США

После победы Дональда Трампа на праймериз республиканцев в Нью-Гемпшире главный кандидат в президенты США от демократов Джо Байден признал очевидным, что экс-президент станет кандидатом от республиканцев. Это значит, что, прогнозируя будущее глобального финансового рынка, стоит обратить внимание на экономические приоритеты и достижения обоих лидеров президентской гонки, уже показавших себя в деле.

Далее…

Во всем мире рост спроса на электромобили в значительной степени поддерживается государственными стимулами, которые можно разделить на финансовые и нефинансовые. На данный момент более 85% мировых продаж автотранспорта регулируются подобными мерами, и большинство стран активно используют финансовые меры, как прямые, так и косвенные, для поддержки роста рынка электромобилей. На протяжении 2022 года в мире государствами было потрачено $45 млрд на субсидирование покупки электромобилей и налоговые вычеты.

Далее…

Представлен комплекс эконометрических моделей, связывающий структурные сдвиги в профессионально-квалификационном составе занятости с изменениями в составе занятых по видам экономической деятельности. Взаимосвязь структурных сдвигов в «отраслевом» и профессионально-квалификационном составе занятых предлагается отслеживать в рамках 9 укрупненных групп занятий, выполняющих роль своего рода «несущей» конструкции всей схемы аналитических разработок, предназначенных прогнозирования численности занятых по группам занятий, при этом структурные изменения занятости по видам экономической деятельности служит исходной информацией для осуществляемых прогнозных оценок. Разработанный инструментарий может быть использован также при принятии управленческих решений в сфере профессионального образования.

Далее…

В статье рассмотрены вопросы доступности медицинской помощи в ЯНАО и республике Саха-Якутия с учетом последствий деградации многолетней мерзлоты (ММ) и их влияния на функционирование медицинских учреждений. Показано, что в интервале 2024-2035 гг. в ЯНАО возможно потенциальное выбытие 2 объектов, в последующем интервале 2036-2050 гг. 3-х объектов ежегодно. Ожидаемые дополнительные расходы на восстановление функциональности выбывающих объектов составят около 890 млн руб. в 2024-2035 гг. и 1,58 млрд руб. в 2036-2050 гг. ежегодно. В республике Саха-Якутия предполагается выбытие 12 объектов в 2024-2035 гг. с ожидаемыми дополнительными расходами 2,62 млрд. руб. ежегодно и 19 объектов в 2036-2050 гг. с ожидаемыми дополнительными расходами 4,22 млрд руб. ежегодно. Протаивание ММ практически не влияет на транспортную доступность медицинской помощи в ЯНАО – остается на высоком уровне, свыше 80%, но при этом существенно ограничивает ее в республике Саха-Якутия особенно в части специализированной стационарной помощи – ограничения для 40% населения.

Далее…

В статье изучен вопрос необходимого уровня государственной поддержки водородных технологий в металлургии за счет углеродного сбора в России. Сопоставлены различные комбинации производственных технологий выплавки стали: в конвертерных печах и электрических печах с различными вариантами процесса прямого восстановления железа. Оценено, что граничная минимальная величина углеродного сбора, при которой чистая приведенная стоимость водородных технологий в металлургии сравняется со стоимостью традиционных технологий, составляет около 4500 руб./тСО2-экв. При такой стоимости углеродных выбросов дополнительная налоговая нагрузка на отрасль составит порядка 640 млрд руб. в год при отсутствии структурно-технологических изменений в металлургическом производстве.

Далее…

Экономические измерения являются составляющей экономической деятельности (технологии). Реализация задач по обеспечению технологического суверенитета потребует увеличить аналитическую область технологий до уровня способов, приемов. Разработка и внедрения экономического инструментария на данную область требует четкого структурирования и систематизации всех ее составляющих. В рамках подготовки экономического инструментария предпринята попытка сопоставления различных форм существующего понятия «Технология», его корректировка и детализация с одновременным внедрением элементов экономического инструментария.

Далее…

Рассматриваются методические вопросы построения показателей динамики производственных мощностей промышленного производства (ПМ) для современной российской экономики и метод оценки воздействия динамики уровня использования ПМ промышленности на другие сектора экономики. Дается сравнительная характеристика методов оценки динамики ПМ, применяемых в различных странах.

Далее…

Кардинальные изменения 2022-2023 гг., поставившие под вопрос место России в мировом разделении труда, реактуализируют проблему оценки влияния научно-технологического развития на экономическую динамику, в том числе и в рамках решения задачи долгосрочного прогнозирования. Рассмотрены концептуальные основы прогнозирования развития отраслей машиностроения РФ на основе совокупности показателей, характеризующих инновационно-инвестиционный процесс. Этапы и процедуры прогнозирования машиностроения включают различные модули и используют уже апробированный инструментарий прогнозно-аналитических исследований. Предполагается, что реализация предлагаемой концепции может стать основой промышленной политики, направленной на поддержание и обновление технологий промышленных отраслей, с учетом импортозамещения по внутреннему и внешнему контурам отечественной экономики.

Далее…

15 лет сверхмягкой денежно-кредитной политики (ДКП) ведущих мировых Центральных банков привели к существенным искажениям ценовых пропорций, подрывая экономическую и финансовую устойчивость в условиях высокой долговой нагрузки, на траектории наращивания невозвратных долгов. Подобная ДКП может нарушать естественный механизм рефинансирования долгов, усиливая зависимость частного сектора от помощи государства и степени мягкости ДКП, что в свою очередь создает структурные диспропорции, оказывая влияние на способность монетарного регулятора стабилизировать макроэкономические и финансовые условия.

Далее…

Современный этап развития системы государственного финансового контроля отличается условиями и необходимостью цифровой интеграции процессов мониторинга и управления публичными финансами, усилением роли «зеленых» инструментов и технологий. Настоящее исследование посвящено определению текущих тенденций парадигмы бюджетного контроля, выявлению проблем и приоритетов развития системы бюджетного контроля. В ходе исследования определена структура, система государственного финансового контроля, выделены принципы бюджетного контроля доходов бюджета, дана оценка деятельности государственных контролирующих органов и мероприятий. В результате исследования выделены узкие места долгосрочной бюджетной политики и определены приоритеты трансформации парадигмы бюджетного контроля доходов бюджета, как части системы государственного финансового контроля.

Далее…