В статье рассматриваются причины низкого уровня развития экономики проблемного макрорегиона. Анализируется общее состояние основных фондов и инвестиций, обоснован вывод о необходимости изменения структуры экономики макрорегиона на основе технологической модернизации его основных отраслей. Предлагаются программные мероприятия, реализация которых позволит проблемным регионам перейти к более высокому уровню развития.

Далее…

В статье представлен Индекс роста малых и средних предприятий (МСП), разработанный Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина на основе данных ПАО «Сбербанк». Предложенный авторами инструмент позволяет не только осуществлять оперативный мониторинг состояния сектора МСП, но и оценивать эффективность государственной политики, направленной на развитие сектора МСП, в том числе с целью дальнейшего проектирования мер по его поддержке.

В условиях пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничений, по итогам I-III кв. 2020 г. индекс показал умеренный рост сектора МСП, близкий к «стагнации» (+5.8 п.). При этом прирост индекса относительно II кв. 2020 г., во время которого снижение деловой активности было максимальным, составил +1 п.

Далее…

В статье выполнена оценка развития рынка сетевых таксомоторных компаний (Uber, Lyft и т.д.) в США, Европе и Азии. Проанализирован опыт введения закона АВ5 штата Калифорния, затрагивающего деятельность агрегаторов вызова такси и традиционного легкового такси. Построены прогнозные варианты развития таксомоторной отрасли в России в целом и в Москве. Разработаны предложения по проблемам регулирования таксомоторной деятельности в РФ.

Далее…

Проект Северный поток-2 (СП-2) дает возможность значительно снизить затраты на газ стран Европейского Союза (ЕС). Проект стал одним из главных международных конфликтов между Россией и Западной Европой с одной стороны, и США, Польшей, странами Балтии с другой. Для США СП-2 является конкурентом для их поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу.

Для плодотворного участия в исследовании этих проблем и научного обоснования экономических и геополитических преимуществ создания СП-2 для ЕС необходимы количественные оценки выгод и потерь, получаемых от этого разными группами европейских стран, при разных вариантах развития событий. Такие оценки имеются в исследованиях немецких [1] и венгерских [2] энергетиков. В настоящей статье рассмотрены вопросы влияния газопровода СП-2 на рынки природного газа стран ЕС. Новизна данной статьи состоит в анализе, сопоставлении и критической оценке математических моделей и результатов расчетов, имеющихся в этих исследованиях.

Далее…

В статье идентифицированы ключевые риски бюджетного сектора Казахстана. Рассмотрены методы моделирования потенциального ВВП и его разрыва в мировой исследовательской практике, их применение в контрциклической фискальной политике. Проведена ретроспективная оценка потенциального ВВП Казахстана с применением фильтра Ходрика – Прескотта (HP). Выявлены периоды реализации проциклической бюджетной политики. Предлагается внедрить фискальную модель структурного баланса бюджета, таргетировать нулевой разрыв ВВП в краткосрочной перспективе и увеличение потенциального ВВП за счет структурных реформ.

Далее…

В статье по результатам выборочного обследования населения предпенсионного возраста Ярославской области РФ, проведен когортный анализ экономического положения данной возрастной группы. Исследуется влияние возраста и исторического периода социализации на профессиональные характеристики и отраслевую структуру занятости «предпенсионеров» в настоящий момент. В числе факторов, определяющих положение данной возрастной когорты в экономическом пространстве, рассматриваются: время выбора профессии в условиях советской плановой экономики; время вступления в группу экономически активного населения, которое у данной возрастной когорты совпало с началом радикального реформирования экономики; существенные изменения на рынке труда, которые определили основные тенденции трансформации социально-профессиональной структуры и экономического благосостояния российского общества.

Далее…

Доклад прошел в рамках «Энергетического семинара им. А.С. Некрасова». Посмотреть другие выступления семинара можно здесь.

Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками трех волн глобальных газовых революций. Две революции пришли со стороны предложения: американская сланцевая (волна на пике) и формирование глобального рынка СПГ и глобального газового рынка (волна на подъеме) как один из «эффектов домино» американской сланцевой революции. Зарождающаяся волна «зеленой» революции (результат роста значимости, вплоть до обострения, климатической повестки) пришла со стороны спроса и имеет технологическое и регуляторное измерение. Эти три революции наложились на долгосрочный эффект от материализовавшихся последствий адаптации мировой экономики к нефтяным кризисам 1970-х гг.

В итоге в мировой энергетике формируется новая более конкурентная реальность, в которой производителям невозобновляемых энергоресурсов (НВЭР) все труднее найти/удержать свою сжимающуюся конкурентную нишу. Дилемма для РФ: уйти из зоны сегодняшних конкурентных преимуществ страны (а это преимущественно зона природных ресурсов/НВЭР в системе факторов производства) или продлить присутствие в зоне НВЭР, но на новой конкурентной основе? По мнению автора, у РФ есть потенциальная конкурентная ниша, позволяющая стране монетизировать свои огромные запасы НВЭР (природного газа), но на новой технологической основе в рамках ресурсно-инновационного пути развития, где водород – одно из решений.

Далее…

Журнал “Жилищные стратегии” Том 8, Номер 1 (Январь-март 2021).

Далее…

За последние 20 лет на рынке моторного топлива России неоднократно случались бензиновые кризисы, выражающиеся в первую очередь в быстром росте цен на горючее. Это приводило к недовольству потребителей и Правительства страны.

Часть мер, принимаемых Правительством с целью нивелирования подобных явлений, носили комплексный характер и были составной частью реформирования системы налогообложения нефтяной отрасли России, которая в большей степени и определяет механизм ценообразования на моторные топлива. Другие меры были точечными, направленными на быстрое устранение кризисных явлений в «ручном режиме».

Принятие подобных решений в результате привело к росту роли Правительства в работе механизма ценообразования на бензин и дизельное топливо, а к 2019-2021 годам, по сути, – к государственному установлению цен, а также к необходимости их корректировки в«ручном режиме».

Тот факт, что кризисные явления продолжают возникать и в 2021 году, указывает на необходимость дальнейшей донастройки механизма работы рынка моторного топлива. Представляется, что новые изменения должны способствовать решению долгосрочных задач, которые стоят перед отечественной нефтяной отраслью, и не препятствовать экономическому росту, а не только балансировать или увеличивать доходы бюджета.

Далее…

Расчеты по данным на начало июля показывают, что в 2021 г. темпы экономического роста в России могут превысить 5%. Согласно оценке расчётного месячного индекса ВВП, за январь-май 2021 г. российская экономика выросла на 3,8% относительно января-мая 2020 г. и на 1,5% – относительно соответствующего периода 2019 г.

Далее...