В статье проводится анализ макроэкономической политики Армении в условиях глобальных экономических кризисов на предмет выявления ее проциклического или контрциклического характера. Исследование охватывает период с 2000 по 2023 гг. Рассматривается влияние фискальной и монетарной политики на экономическое развитие страны, ее реакция на экзогенные шоки различного генеза. Результаты анализа показывают, что в условиях кризисов правительство и Центральный банк Армении в основном реализуют ограниченную контрциклическую политику.

Далее…

Цель исследования состоит в модификации методологии межотраслевого баланса с учетом особенностей российских данных путем введения частных функций спроса для продукции отраслей. В статье предлагается итеративный алгоритм достижения текущего экономического и ценового равновесия на статистических данных, заключающийся в подборе параметров функций спроса для каждой отрасли и вычислении равновесных цен до получения сходимости модельных показателей с фактическими данными. Проведены модельные эксперименты на данных Росстата за 2020 г. по двум сценариям: рост спроса на строительство и повышение валютного курса. Стимулирование строительной отрасли приводит к росту производства в смежных отраслях и их переориентации на промежуточный спрос. Увеличение курса доллара критически сказывается на показателях производства автомобилей, текстиля, электротехники, электронного и компьютерного оборудования, фармацевтики, мебели и других, наиболее зависимых от импорта отраслей, вызывая рост цен в них, в то время как отрасли услуг остаются стабильными. Анализ позволил выделить отрасли с различными уровнями эластичности спроса по цене. Наиболее устойчивыми к ценовым шокам оказались услуги: социальные, образования, здравоохранения и государственного управления.

Далее…

Многие принимаемые в экономике стран СНГ решения недостаточно подкреплены расчетами, что может приводить к серьезным ошибкам. В связи с этим исследования, нацеленные на увеличение полноты и точности аналитических оценок и прогнозов, могут внести значимый вклад в повышение качества экономической политики. В настоящей работе предложен алгоритм актуализации таблиц ресурсов и использования (ТРИ)/таблиц «затраты-выпуск» (ТЗВ) с учетом новых известных итогов, таких как компоненты ВВП. ТРИ/ТЗВ являются важнейшим инструментом анализа согласованности данных макроэкономической статистики, а также служат основой для построения моделей общего равновесия, использующихся для выработки эффективной экономической политики. Однако ТРИ/ТЗВ имеют большую задержку публикации (в России – 25/37 мес. после отчетного периода, соответственно), зачастую не обновляются из-за сложности и дороговизны данной процедуры (например, в Армении). При этом часто возникает потребность в быстром обновлении данных, с учетом новых известных итогов, публикуемых более своевременно и с более высокой периодичностью. Существующие алгоритмы обновления таблиц, представляющие собой различные модификации метода RAS, обладают рядом недостатков, среди которых отсутствие связи получаемых таблиц с конкретной структурой экономики, выбросы в данных, не согласующиеся с экономической логикой и др. В основе предложенного в статье алгоритма лежит полноценная CGE-модель с агрегированным внешним сектором, что позволяет учитывать не только численные соотношения в исходной таблице, но и полноценно воспроизвести экономические взаимосвязи между всеми величинами. Также, наличие полноценной CGE-модели в основании алгоритма позволяет вводить больше дополнительной информации в виде структурных параметров, ограничений на цены и т. д. В статье показана эффективность предложенного метода продления ТРИ/ТЗВ в сравнении с модифицированным методом RAS.

Далее…

В статье представлен методический инструментарий оценки импортозависимости и импортозамещения экономических систем различных иерархических уровней. Предложен широкий набор методов количественной оценки импортозамещения в экономических системах: использование индекса Балассы для оценки уровня импортозависимости товаров по стране в целом и по отраслям народного хозяйства; оценка степени импортозависимости в различных секторах промышленности с помощью соотношения объема импорта и объема внутреннего потребления; расчет коэффициента покрытия импорта экспортом для оценки уровня внешнеторговой обеспеченности, а также коэффициента покрытия импорта производством для оценки уровня обеспеченности экономики собственным производством. Разработана новая авторская методика нахождения динамического коэффициента импортозамещения, который рассчитывается на основе изменений объема производства и импорта. Данный коэффициент позволяет выявить различные сценарии экономической политики и разделить их на восемь зон в зависимости от значений коэффициента. Среди них следует выделить наиболее благоприятный сценарий импортоопережения, когда снижение импорта сопровождается более значимым ростом уровня производства. Верификация предложенного инструментария показала, что авторские результаты могут быть использованы при количественной оценке импортозамещения экономических систем различных иерархических уровней.

Далее…

Сложный временной отрезок для экономики страны и ее общества сформировался в настоящее время: потребовалась быстрая адаптация к возникшим угрозам и поиск эффективных путей противодействия санкционному давлению. Вопреки санкциям экономика РФ стабильно растет. Вместе с тем, накопленный потенциал развития используется неполно, что связано не только с исправлением прошлых ошибок, но и с поиском способов преодоления новых вызовов.

В статье рассматриваются некоторые накопленные ранее недостатки в использовании потенциала развития экономики и возможные способы их преодоления.

Далее…

Статья описывает результаты количественных расчетов в соответствии со сценарными прогнозами мировой и отечественной экономики, а также российского сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На основе сценарных условий определены количественные параметры прогнозов развития отечественного сектора ИКТ в четырех сценариях: «максимальном» (целевой сценарий), «осторожного роста», «умеренной экспансии» и «кризисном» (худший из возможных) с учетом их характерных особенностей.

Далее…

В статье представлены результаты оценки значений целевого показателя в сфере науки (утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года») в 2012-2022 гг. по его отдельным компонентам. Приведены также расчеты прогнозных значений этого показателя на перспективу 2024-2030 гг. в консервативном и базовом (умеренно-оптимистичном) сценариях на основе прогнозной модели развития сферы науки в России, разработанной Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). Полученные результаты могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти РФ при разработке и корректировке стратегических и программных документов в сфере науки и технологий. Они также могут служить в качестве информационно-аналитической и методической базы в процессе принятия управленческих решений в рамках реализации государственной научной и научно-технической политики на разных уровнях власти.

Далее…

В статье рассматривается платформенная экономика с точки зрения отличающих ее от традиционных форм отношений характеристик и ее влияния на экономические процессы. Показано, что, хотя формирование платформенной экономики предопределяется техническим прогрессом, ей свойственны принципиально новые механизмы, основанные на платформенной бизнес-модели и сетевых эффектах. Были проанализированы конкретные последствия распространения платформ для структуры затрат отраслей экономики. Оценка этих последствий производилась с помощью статической модели межотраслевого баланса. Наши расчеты показывают, что при достаточно высоком прямом вкладе платформенной экономики в ВВП и занятость населения РФ (около 3-5%) итоговое влияние развития платформенной экономики с учетом структурных сдвигов и сокращения валовой добавленной стоимости в традиционных секторах оказывается сравнительно скромным – менее 1% прироста ВВП в рассмотренных сценариях.

Далее…

В статье анализируется потенциал и выявляются ограничения достижения технологического суверенитета в сегменте электронного машиностроения на примере полупроводниковых литографических систем. Показано, что в условиях деглобализации рынка электронного машиностроения формируется несколько групп игроков, различающихся по целям и стратегиям достижения технологического суверенитета. Определено, что гонка технологий в сфере фотолитографии, которая является основой для массового производства современной микроэлектроники, несмотря на перспективность дальнейших технологических усовершенствований, может столкнуться с ограничениями в развитии. Выявлено, что при переходе от глобализации к локализации полупроводниковых производств и стремлении к технологическому суверенитету в сегменте полупроводниковой литографии страны реализуют два основных подхода: воссоздание традиционной технологии фотолитографии и разработку собственных альтернативных методов. Сделан вывод, что такая тенденция в ближайшие годы может привести к перераспределению долей между старыми и новыми производителями оборудования и изменению структуры технологий на рынке полупроводниковой литографии.

Далее…

Целью исследования является изыскание источников финансирования социально-экологических, модернизационных и природоохранных мероприятий посредством взимания с промышленных предприятий полного размера платы за загрязнение окружающей среды. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи: 1. Проведена оценка экологического вреда, причиняемого деятельностью ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» на территории Вологодской области; 2. Проведен сравнительный анализ платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), уплачиваемых ПАО «Северсталь» и АО «Апатит» в консолидированный бюджет Вологодской области, и реального ущерба от загрязнения, возникающего в процессе работы данных предприятий; 3. Предложен комплекс мер, направленных на полное возмещение причиняемого экологического вреда и должное пополнение источников финансирования мероприятий по улучшению качества окружающей среды.

Далее…