В статье исследуются вопросы, связанные с балансом бюджета государства. Приводятся примеры бюджетной политики отдельных стран мира. Подробно анализируется случай формирования профицитного бюджета Российской Федерации. Выявлены основные причины принятия подобного решения в российской бюджетной практике. Раскрыты макроэкономические особенности формирования профицита федерального бюджета в текущем бюджетном цикле. Представлена структура активов Фонда национального благосостояния Российской Федерации и дан прогноз изменения его объема на период 2020-2023 гг. Приведены данные возможного изменения объема государственного долга Российской Федерации и источников его финансирования. Описаны вероятные сценарии использования бюджетного профицита в условиях совокупного воздействия нефтяного шока и распространения Covid-19, которые являются источниками появления серьезных угроз, формирующих дополнительные бюджетные риски для страны. Сделан вывод, что в текущей экономической ситуации наиболее целесообразно осуществить переход к «новому фискальному» режиму в рамках реструктуризации российской бюджетной политики на основе коренного пересмотра национальных экономических и финансовых приоритетов.

Далее…

В статье предпринята попытка с использованием данных межотраслевых балансов оценить относительный уровень, а также динамику технологического развития российской экономики и ее отдельных секторов на протяжении нескольких десятилетий.

Далее…

Рассмотрены институциональные особенности инвестиционной деятельности. Предложен подход к оценке результатов капитальных вложений в экономику. Проведены оценки накопления капитала в РФ. Обоснованы меры институционального совершенствования инвестиционного процесса.

Далее…

Далее…

В статье рассмотрены вопросы конкурентоспособности альтернативных топлив и технологий в быстро растущем сегменте легкового автотранспорта. Появление новых технологий в легковом автотранспорте (электромобили, водородные авто с топливным элементом, биотоплива, природный газ и др.) заставляет по-новому взглянуть на перспективы развития этого сегмента. Предложена методика оценки экономической эффективности новых и традиционных технологий в автотранспорте с выделением трех основных компонентов: энергетические затраты, стоимость автомобиля и его компонентов, полные ущербы от загрязнения окружающей среды в трех основных циклах: топливный цикл, производство автомобиля и его использование. На основании такого тройственного подхода проведена оценка стоимости пробега основных конкурирующих технологий: 1) двигатель внутреннего сгорания на нефтетопливах, природном газе, синтетических углеводородах из природного газа, 2) электромобиль, 3) автомобиль с топливным элементом на водороде, получаемом из природного газа, угля, ядерной энергии, электролизом от энергосистемы или на базе децентрализованных источников энергии (солнечной и ветровой энергии). Выполнен анализ тенденций изменения основных характеристик новых технологий на легковом транспорте на ближайшие 15-20 лет. На основании полученных результатов на базе разработанной модели получены оценки стоимости пробега автомобилей с различными технологиями для текущего момента и на перспективу до 2040 г. Показано, что к 2030 г. электромобиль может стать наиболее эффективной массовой технологией для легкового автотранспорта, а к 2040 г. практически выйти на уровень водородного автомобиля с топливным элементом на базе водорода, получаемого из природного газа. В заключении статьи проведен анализ публикаций по перспективам развития сравниваемых основных альтернативных технологий в легковом автотранспорте.

Далее…

Далее…

Далее…

21 декабря 2020 года в онлайн-формате состоялся круглый стол “Экономика в эпоху пандемии” в рамках Четвертого Российского экономического конгресса (РЭК-2020).

Далее…

Далее…