Происходящие в мире события требуют существенной перестройки экономической системы, формирования более тесных социально-экономических взаимодействий с партнерами России, прежде всего, в рамках евразийских объединений. Развитие и углубление интеграционных связей может способствовать росту экономик стран-союзников, расширению национальных рынков труда, что особенно важно в условиях усиления ограничений со стороны трудовых ресурсов в отдельных странах. В статье рассматриваются основные характеристики рынков труда стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выделяются общие черты и различия. На основе разработанной авторами методики (с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа) оценивается рост производительности труда в долгосрочной перспективе для каждой страны Союза. В соответствии с демографическими прогнозными расчетами приводится оценка роста численности занятого населения на национальных рынках труда, а также возможности прироста трудовой миграции. В результате сведения полученных прогнозных оценок определяются возможности экономического роста союзных стран.

Далее…

В статье анализируется сложившаяся накануне 2022 г. модель экономического роста Республики Беларусь. Определены вклады труда и капитала с учетом их разного влияния на уровне отдельных отраслей экономики и обрабатывающей промышленности. Показаны ведущая роль структурных изменений, взаимосвязь с ориентированностью на конечные рынки сбыта и ключевые внешнеторговые направления, различия в эффективности цепочек производства и реализации продукции, особенности инвестирования в разных отраслях, результаты наращивания реальной производительности труда. С учетом новых реалий, оказавших сильное влияние на источники этой модели роста, ставятся вопросы о дальнейшей стратегии Республики Беларусь, исходя из взаимодействия с основным внешнеторговым партнером, которым на сегодняшний день выступает Российская Федерация, в контексте разработки совместного прогноза социально-экономического развития Союзного государства России и Беларуси.

Далее…

В мировой практике оценки экономических эффектов изменения климата активно используются модели комплексной оценки (IAM). На основе четырех адаптированных авторами IAM рассчитан экономический эффект изменения климата в России до 2060 г. Согласно полученным модельным расчетам, величина этого эффекта варьирует в широком диапазоне: от –1,3 трлн. до +200 млрд руб. к 2040 г.; от – 3 трлн до +300 млрд руб. – к 2060 г. (в ценах 2021 г.). Упрощенный характер методологии IAM, обусловливающий предрасположенность к воспроизведению нелинейно возрастающих ущербов, означает существенно огрубленные величины вышеупомянутого экономического эффекта изменения климата. В связи с этим, их следует воспринимать и трактовать, в первую очередь, с точки зрения знака возникающих эффектов (ущерб или выгода) и рассматривать их как порядок масштаба ожидаемого ущерба или выгод, соответственно, при отсутствии мер адаптации населения и экономики к изменениям климата.

Далее…

В статье рассмотрены международный опыт приоритизации развития технологий в целях достижения технологического суверенитета страны, подходы международных аналитических центров к оценке влияния технологий на экономику и инновационную политику. Предложены взаимосвязь потребностей человека по пирамиде Маслоу и задач государства, подход к определению приоритетов технологического развития и построению национальной модели суверенного технологического развития. Рассмотрена оценка степени владения технологиями. Результаты исследования позволили сформировать модель суверенного технологического развития, которая может применяться в различных странах.

Далее…

Государственные инвестиции являются одним из важнейших источников средств для реализации проектов, которые смогут выступить в качестве драйверов роста экономики в настоящее время. В данном исследовании анализируются возможности применения различных способов финансирования государственных инвестиций. Сделан вывод о том, что на современном этапе большой потенциал имеет применение различных налоговых льгот и иных преференций (ЛиП) при условии их эффективного администрирования. Представлены результаты оценок применения ЛиП и их влияния на инвестиционную активность и доходы бюджетной системы. Определены направления рационализации налоговой системы, позволяющие повысить устойчивость доходной части бюджета. Акцентированы проблемы оценки экономических эффектов инвестиционных расходов бюджета.

Далее…

В данной работе на основе стохастической модели общего равновесия для малой открытой экономики, ориентированной на экспорт, изучаются два вопроса. Во-первых, анализируется действие глубинных потребительских привычек в такой экономике. В представленной модели формулировка глубинных привычек отличается от общепринятой с учетом импорта в потреблении. Во-вторых, сравниваются между собой различные варианты финансирования роста государственных расходов.

Роль глубинных привычек при экономических шоках выражается в торможении сдвигов кривой спроса домохозяйств. Впервые показано, что глубинные привычки приводят к меньшей волатильности выпуска и потребления и к большей волатильности инфляции. Также в работе показано, что продолжительный шок государственных расходов создает эффект вытеснения в потреблении и выпуске, а быстро затухающий шок – эффект накопления.

Рассмотренное в работе среднесрочное увеличение государственных расходов в силу последующей необходимости балансировки уровня государственного долга приводит к снижению государственного потребления в долгосрочном периоде. По двум критериям (максимизации благосостояния и государственного потребления в долгосрочном периоде) наиболее предпочтительным вариантом финансирования роста государственных расходов оказывается использование национального фонда, инвестированного в иностранные активы, или внешнего долгового рынка.

Далее…

В статье анализируются особенности налогового регулирования экономического роста в условиях постконфликтного восстановления экономики ДНР (Донецкой Народной Республики). Выявлены особенности налоговой системы ДНР и ее ресурсной базы с позиций влияния налогов на экономический рост. Указаны риски фискальной консолидации с учетом технологического фактора и обосновано, что приоритет в политике должен быть отдан не росту налоговых поступлений, а обеспечению дальнейшего «бесшовного» вхождения налоговой системы ДНР в российское правовое поле и формированию благоприятной институциональной среды для результативного использования налоговых стимулов и преференций внедрению новой техники и технологий.

Далее…

В статье представлен анализ развития международных грузовых перевозок. Наибольшие объемы в физическом выражении (в тоннах) перевозятся морским торговым флотом. Наиболее крупные потоки грузов – нефть, жидкие нефтепродукты, железная руда, уголь, зерно. Несмотря на заявления и попытки сократить потребление ископаемых энергоносителей, что должно было бы отразиться на объемах их перевозки, пока отмечается их рост. Увеличиваются поставки готовой продукции в контейнерах. После определенного снижения объемов перевозимых грузов в период пандемии в 2023 г. ситуация постепенно стала возвращаться к доковидному уровню. В статье также рассматриваются грузоперевозки железнодорожным транспортом. Хотя их объемы в международном сообщении не столь велики, как морским путем, однако этот вид транспорта играет заметную роль во внутриконтинентальных перевозках. В контексте международных перевозок рассматриваются также материалы, связанные с развитием автомобильного транспорта.

Далее…

Статья посвящена анализу поставок автомобилей на внутренний рынок по основным сегментам, в ретроспективе и в настоящее время. Выделяются четыре основных сегмента: производство отечественных марок, локализованное производство иностранных марок, импорт новых автомобилей и импорт подержанных автомобилей. Анализируются пути развития этих сегментов и их дальнейшие перспективы. На основе анализа дефицита и способов его закрытия в настоящее время сформулирован инерционный сценарий развития автомобильного рынка России в перспективе до 2035 г. Ожидается, что дефицит в низкоценовом сегменте даст возможности для производства отечественных марок, а в среднеценовом – для постепенной локализации китайских брендов. Сформулирован сценарий 2, учитывающий состояние мирового рынка в перспективе до 2035 г., при этом акцент сделан на возможности производства автомобилей на новых источниках энергии (гибриды и электромобили). Оцениваются объемы продаж по сегментам в сценарии 1 и объемы внутреннего производства по видам используемой энергии в сценарии 2.

Далее…

В статье рассматриваются особенности развития нефтегазовых компаний в условиях перехода к углеродной нейтральности, проведен сравнительный анализ подходов для оценки ценового риска и предложена имитационная модель Монте-Карло на основе модификации сценарного подхода со встроенными инструментами управления рисками. Апробация модели проведена на примере ПАО «Лукойл». Прогноз показал, что введение трансграничного углеродного налога значительно ухудшает финансовое положение компании в среднесрочном периоде, вызывая снижение показателей рентабельности собственного капитала и активов, увеличение ценового риска.

Далее…