Статистические данные, доступные на середину мая 2023 г., сви-детельствуют о продолжении восстановления экономики России, наблюдаемого с октября 2022 г. ВВП в марте 2023 г. вырос на 1% по отношению к февралю 2023 г. (с устраненной сезонностью), а отставание от аналогичного месяца прошлого года сократилось до 0,5% (в январе-феврале 2023 г. было около -2% год к году).

Далее...

В статье предлагается концептуальный подход к формированию научно-методологического комплекса, обеспечивающего реализацию государственной политики в области стратегического планирования. Определяется место комплекса в системе стратегического планирования и его структура. Исследуются условия и факторы повышения его эффективности. Проводится анализ положений Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» от 8 ноября 2021 г. № 633 и его роли на новом этапе развития стратегического планирования в России как целенаправленной и долгосрочной государственной политики, необходимой в условиях быстро меняющихся глобальных экономических и геополитических тенденций. Акцентируется внимание на необходимости и важности анализа рисков в системе стратегического прогнозирования и планирования. Приводится модель картирования знаний в процессе организации работы по научно-методическому обеспечению стратегического планирования.

Далее…

В статье рассматривается современное положение дел со стратегическим планированием в России. Описаны внешние и внутренние факторы, усложняющие долгосрочное социально-экономическое развитие России и требующие перестройки всей системы национального стратегического планирования. Показана связь между кризисными явлениями, динамикой стоимости активов и глобальной борьбой за институциональную ренту. Проанализированы основные недостатки сегодняшней российской системы стратегического планирования. Сформулированы идеи, позволяющие существенно поднять его эффективность. Предложены алгоритмы, обеспечивающие повышение качества и степени взаимоувязанности документов стратегического планирования, а также более сбалансированную оценку рисков и угроз. Обоснована необходимость значительного усиления роли независимой экспертизы в процессе разработки документов. Предложено пересмотреть состав индикаторов, с помощью которых контролируется выполнение задач стратегического планирования.

Далее…

Не вернувшись к своему полноценному существованию после преодоления последствий COVID-19, экономика Франции пострадала от последствий ситуации на Украине и новой геополитической сделки. До настоящего времени с помощью обширного механизма помощи правительство обеспечивает защиту французской экономики от худших последствий новой реальности, главным образом, в области цен на энергоносители и инфляции. Тем не менее, цена оказываемой помощи остается высокой, а постоянная поддержка может стать затруднительной. Если экономические результаты 2022 г. были вполне удовлетворительными, то в будущем периоде возникают некоторые важные неопределенности. Комбинация таких факторов, как сокращение спроса домохозяйств из-за того, что рост производственных издержек, наблюдаемый во многих секторах, еще не привел к соответствующему росту потребительских цен, и высокие цены на энергоносители, может подтолкнуть экономику к депрессии в 2023 г. Таким образом «волшебный момент» для французской экономики, должен завершиться в начале 2023 г. Масштабы предстоящей рецессии, по-прежнему, весьма трудно оценить.

Далее…

В статье исследуются вопросы мобилизации производственных мощностей в связи с конкретными планами Минпромторга по импортозамещению. В связи с острой необходимостью, по мнению его руководства, осуществлять в современных условиях и планово-убыточные проекты, неизбежно растущий спрос на отечественную продукцию может сыграть роль драйвера в политике загрузки мощностей. Тем более, что, как показано в статье, такие прецеденты есть. Оценена потребность в развитии мощностей для выполнения заданий по импортозамещению по двум отраслям станкостроения к 2024 г. Имея в виду состояние и конкурентоспособность наличных мощностей по производству, например, металлорежущих станков, оказалось, что ограничением для исполнения задания является не только фактор спроса.

Далее…

В статье на основе исследования методологических представлений об оценке состояния экономической безопасности государства разработана система показателей экономической безопасности регионального интеграционного объединения. Указанная система включает три группы показателей – оценки качества жизни населения, внешнеторгового взаимодействия и конкурентоспособности, промышленного производства и кооперации. На основе разработанной системы показателей изучено состояние экономической безопасности Евразийского экономического союза и сделаны выводы о соответствии или несоответствии отдельных показателей установленным пороговым значениям. В частности, отмечено, что показатели, характеризующие количественное и качественное участие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в мировой торговле инновационной промышленной продукцией, имеют очень низкие значения. Несмотря на проводимую правительствами государств-членов интеграционного объединения промышленную политику, направленную на развитие инновационного высокотехнологичного промышленного производства в обрабатывающих секторах, в этом отношении явно прослеживается проблема высокой степени зависимости от импорта третьих стран. Приведенные в статье данные свидетельствуют о том, что ни по одной из трех групп показателей состояние экономической безопасности ЕАЭС не обеспечивается. Особенно обостряется ситуация в части состояния развития обрабатывающей промышленности ЕАЭС и использования потенциала внутреннего рынка.

Далее…

Ядром сценариев глобальной углеродной нейтральности являются низкоэмиссионные энергетические технологии, такие как возобновляемые источники энергии, электромобили, накопители энергии. Свойство указанных технологий заключается в их повышенной материалоемкости, причем в отношении энергоемких материалов: стали, алюминия, полимеров, кремния, меди, лития, никеля, кобальта. Статья предлагает метод расчета и количественные оценки мирового потребления энергии, необходимого для материального обеспечения сценариев углеродной нейтральности. В настоящее время инфраструктура низкоэмиссионной экономики потребляет 0,4% всей мировой энергии. К 2050 г. эта величина должна вырасти почти в 20 раз и превысить современное энергопотребление металлургии и промышленности стройматериалов.

Далее…

В статье рассматриваются актуальные ограничения в развитии органического земледелия в России. Анализируется экономическая эффективность перехода к органической технологии (на примере производства яровой пшеницы в Новосибирской области). Показывается, что в терминах накопленного чистого дисконтированного дохода органическое хозяйство оказывается более выгодным по сравнению с традиционным хозяйством на горизонте 7-10 лет. При этом различные риски существенно снижают привлекательность органического земледелия.

Далее…

В статье рассматриваются различные аспекты влияния развития рынка электромобилей на российскую экономику. Представлена модель прогноза будущих продаж и парка электромобилей по регионам мира. Разработаны два прогнозных сценария и прогнозы мирового спроса на энергоресурсы со стороны автопарка до 2050 г. Показаны направления влияния глобальных процессов электромобилизации на российскую экономику. Также представлены текущие планы по развитию электромобилизации в России. Обсуждаются направления и предлагаются дополнительные новые ориентиры промышленной политики в этой сфере, в том числе с учетом новых условий развития российской экономики.

Далее…

В статье анализируются возможности развития транспортной системы г. Новосибирска. Одной из важных задач развития города является обеспечение его связности и снижение нагрузки на инфраструктуру, особенно дорожную. В рамках работы проанализировано функционирование пассажирского общественного транспорта г. Новосибирска, сформулированы три сценария, которые отражают имеющиеся тенденции развития городской транспортной системы, а также вероятные и возможные проекты в этой сфере. Разработан инструментарий для получения оценок показателей транспортной системы города. Проведены расчеты объема и структуры пассажиропотока по видам транспорта в рамках трех сценариев транспортной политики. Показано, что обеспечение меньшего использования личных автомобилей требует существенных затрат бюджета.

Далее…