Анализируются последствия изменений климата для инфраструктуры на примере автомобильных дорог с твердым покрытием. Рассматриваются сценарии их адаптации, различающиеся по масштабам применения адаптационных технологий и управленческим мерам, способствующие снижению уязвимости дорожного полотна к негативным воздействиям последствий, прежде всего, перехода приземной температуры через 0°С. Обосновывается методика расчета затрат на реализацию мер адаптации дорожной сети. Доказывается, что их стоимость не приводит к существенной нагрузке на федеральный (консолидированный) бюджет и экономику России. В то же время, для отдельных регионов страны такая нагрузка может быть значительной, что означает необходимость федеральной поддержки. Обосновывается методика оценки социально-экономической эффективности использования адаптационных технологий, способствующих снижению количества и тяжести ДТП, количества и объемов ремонтных работ, затрат времени пользователей дорог, а также уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. Показано, что указанный эффект составляет 3,1 руб. на 1 руб. затрат на меры адаптации.

Далее…

В статье рассматривается государственная политика обеспечения адаптации аграрного сектора РФ к изменениям климата, представлен обзор основных тенденций и проблем развития мелиоративного комплекса, агрострахования, регулирования внутреннего рынка зерна с помощью закупочных и товарных интервенций. Оценивается влияние технологических и пространственных сдвигов в структуре сельскохозяйственного производства на динамику валовых сборов зерна, описывается взаимосвязь этих сдвигов с изменениями агроклиматических условий. Отмечается, что главные риски для агропродовольственной системы, связанные с усилением контрастности климата, реализуются не только в ситуации потерь урожая из-за аномальных природных явлений, но и в ситуации роста валовых сборов (в благоприятных погодных условиях) при сохранении неразвитой системы регулирования внутренних аграрных рынков.

Далее…

Авторы проанализировали несколько десятков публичных сценариев глобального энергоперехода и на их основе разработали четыре своих сценария, отличающихся амбициозностью снижения мировых энергетических эмиссий СО2. На основе собственной методики авторы оценили отношение затрат на энергию к ВВП для каждого разработанного сценария с целью понимания их реалистичности. Сценарии, обеспечивающие условия для удержания роста средней глобальной температуры в пределах 1,5 ºС можно считать неосуществимыми ввиду экономических ограничений. Сценарий выполнения странами национальных вкладов в Парижское соглашение позволяет снизить мировые эмиссии СО2 более чем на 20% к 2050 г. и может считаться возможным, но для его реализации мировая экономика должна функционировать в режиме предельно возможных затрат на энергию в течение нескольких десятилетий.

Далее…

В статье проанализирован развивающийся в режиме реального времени кризис на рынке природного газа ЕС. Показано, что кризис начался в середине 2021 г., главным образом, из-за упущений регуляторов, задавших слишком высокую скорость энергетического перехода и допустивших ошибку при оценке ликвидности на рынке физического газа. Отказавшись от заключения долгосрочных контрактов на импорт природного газа и сделав выбор в пользу спотового рынка, Евросоюз сам поставил себя в зависимость от непредсказуемых ценовых скачков на сырье. ЕС любой ценой стремится построить спотовый рынок природного газа, цена на котором определяется текущим балансом спроса и предложения. Такая цель поставлена потому, что в рамках климатической и энергетической стратегии Евросоюза рынок газа во все большей степени подчиняется обслуживанию рынка электроэнергии. С весны 2022 г. развитие газового рынка ЕС перешло в систему координат, заданных политическими интересами и соображениями энергетической безопасности. Главными структурными сдвигами долгосрочного характера на европейском рынке газа стали, во-первых, ускорившаяся переориентация на импорт СПГ; во-вторых, усиление тенденции к сокращению спроса; в-третьих, переход цен на газ на более высокий уровень. Повышенные цены на газ толкают вверх цены на электроэнергию, что позволяет правительствам мобилизовать требуемые для ускорения зеленого и энергетического перехода дополнительные финансовые ресурсы. Форсированная перестройка европейского газового рынка и рынка электроэнергии запустила процесс деиндустриализации промышленного ядра ЕС. Угроза деиндустриализации заставляет страны-члены Евросоюза искать пути нерыночной поддержки национальной промышленности, что, в принципе, может подтолкнуть центробежные тенденции в ЕС.

Далее…

Статья продолжает исследование возможностей реализации стратегии развивающего импортозамещения в машиностроительном комплексе. Проводится сопоставление ранее полученных оценок с потребностями российской экономики в высокотехнологической продукции, с учетом санкций и инвестиционных планов федерального бюджета на 2023-2025 гг. Это сопоставление позволило определить границы возможного потенциала роста российского машиностроительного комплекса как без дополнительного привлечения частного финансирования, так и с его учетом, в рамках реализации сценария импортозамещения с опорой на собственные ресурсы.

Далее…

В статье приводится краткий обзор направлений возможного усиления отечественных исследований по прикладному использованию количественного инструментария глобальных цепей создания добавленной стоимости, в том числе по оценке их влияния на количество и структуру занятых. Основное внимание уделено применению метода измерения «длины» межотраслевых межстрановых связей к российским внешнеэкономическим отношениям. Рассмотрена оценка интенсивности и фрагментированности межстрановых межотраслевых связей, сложившихся за последние несколько десятилетий. Авторская позиция заключается в обосновании необходимости и возможности применения рассмотренного инструментария количественного измерения «силы» и «длины» межотраслевых связей в обосновании перспектив торгово-экономических отношений России с внешним миром.

Далее…

В статье в качестве самостоятельного фактора отраслевого развития рассматриваются накопленные в экономике диспропорции. Выделены эффекты несбалансированного развития, влияющие на состояние производства и потребление металла, рассмотрены их причины и роль в формировании тенденций отраслевого развития. Предложен подход к государственной отраслевой политике, ориентированной на устранение кризисного потенциала, урегулирование конфликта интересов участников рынка металла.

Далее…

В статье представлены результаты анализа сдвигов в пространственной структуре производства, происходящих под влиянием внешних шоков. Оценены последствия для региональной динамики шока от введения экономических санкций после присоединения к России Крыма и Севастополя и падения цен на энергоресурсы, а также шока, вызванного локдаунами во время пандемии коронавируса в 2020 г. Показано, что в 2021 г. последствия обоих шоков были преодолены. В процессе адаптации пространственной структуры произошел дальнейший сдвиг производства в западные регионы страны. Драйверами роста в регионах выступали сектор услуг и обрабатывающая промышленность. Рост производства обрабатывающих отраслей во всех федеральных округах сопровождался снижением в структуре обработки доли высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей высокого уровня. Показано, что под воздействием шоков пространственная структура производства изменяется в направлении, противоположном приоритетам регионального развития, заявленным в официальных документах.

Далее…

В статье рассмотрены основные вопросы социально-экономического развития города-курорта Сочи. Оценен масштаб позитивного воздействия от проведенной в городе зимней Олимпиады 2014 г. Сделан анализ ключевых проблем, затрудняющих дальнейшее развитие города. Предложены меры и инструменты, помогающие решить эти проблемы. Сформулированы и обоснованы идеи по долгосрочному развитию Сочи.

Далее…

Далее…