Каталог публикаций
Выявление противоречий макроэкономического процесса с другими аспектами регионального развития представляется одним из центральных исследовательских вопросов при выработке методологического подхода к изучению пространственного развития. Не менее значимой для анализа эффективности политики пространственного развития является оценка ее места в системе выработки управленческих решений. Для обоснования управленческих решений требуется понимание пространства как совокупности ресурсов, используемых в экономической деятельности, и как территории приумножения общественного богатства, накопления капитала. Показано, что постсоциализация общественных отношений, связанная с пересмотром роли общественных и индивидуальных ресурсов в экономическом развитии, находит отражение в приоритетах управления региональными процессами генерирования общественных благ.
В статье рассматриваются подходы и модели макроэкономического прогнозирования, используемые международными организациями, такими как Секретариат ООН, Всемирный банк, МВФ и ОЭСР, с акцентом на их структурные особенности и историческую эволюцию. Эти модели предназначены не только для прогнозирования, но и для анализа сценариев, используя модульную структуру со стандартизированными компонентами. Параметры модели обычно оцениваются эконометрически, хотя граничные значения также могут быть определены посредством экспертной оценки. Разработка моделей представляет собой динамический процесс, включающий регулярное обновление информации, постоянные улучшения и интеграцию новых функций.
Статья посвящена изучению инновационной активности и экономической безопасности в условиях существования низкоэффективных фирм. Рассматриваются эффекты влияния убыточных компаний на других участников рынка и конкурентную борьбу, на внедрение инноваций. Проводится анализ публикаций по ведущимся дискуссиям, используется системный подход и экономико-математическое моделирование для изучения взаимодействия фирм со старыми и новыми технологиями. Показано, что при исследовании проблем фирм-зомби нельзя ограничиваться неоклассической трактовкой их поведения на рынке. Стремление таких фирм к возврату хотя бы части вложенных в основной капитал средств способно существенно усиливать инерционность развития экономики, сдерживать активность инновационных фирм. При выработке экономической политики в отношении низкоэффективных фирм необходимо учитывать как их негативное влияние на инновационное развитие реального сектора экономики, так и способность, пусть в ограниченных объемах и с более высокими издержками, демпфировать прекращение поставок по импорту.
В статье рассмотрены вопросы изучения фактора труда в отрасли машиностроения в рамках концепции материализации научных знаний А.И. Анчишкина и теории многоуровневой экономики Ю.В. Яременко, где профессиональная переподготовка и повышение квалификации персонала предприятий железнодорожного машиностроения может рассматриваться как процесс замещения массовых трудовых ресурсов качественными. Рассмотрены реальные примеры формирования качественных трудовых ресурсов на предприятиях российского ЖДМ и предложены новые формы их расширения в современных реалиях. Рассматривается возможный методический подход к учету мер по повышению качества трудовых ресурсов как фактора, оказывающего существенное влияние на развитие отрасли, и проанализированы современные проблемы учета статистической информации, которые необходимо решить для его реализации.
В статье анализируется совместное использование легковых автомобилей с точки зрения его влияния на процесс автомобилизации. Делается вывод, что совместное использование ограничено нишей 30% в суммарном пробеге легкового автотранспорта. Также анализируются текущие представления о перспективах внедрения беспилотных автомобилей, обнаруживается, что сроки их внедрения существенно сдвигаются (на 10-15 лет вперед) по сравнению с теми представлениями, которые были 4-5 лет назад. На основе этих данных пересматриваются сценарии распространения совместно используемых беспилотных автомобилей, представленные в предыдущих работах автора. На основе разработанного прогнозно-аналитического инструментария оценивается влияние этого распространения на пробег, потребление моторных топлив и выбросы СО2. Показано, что в России это влияние невелико (не более 4% к 2045 году) даже в сценариях, в которых совместно используемые беспилотные автомобили занимают существенную долю в совокупном пробеге (порядка 28%).
Проведён анализ производства и продажи алкогольной продукции, динамики поступления акцизов в консолидированный бюджет от её реализации. Исследуется рост ставок акциза на крепкие алкогольные напитки, пиво и вино. Проводится анализ нелегального производства и продажи алкогольной продукции, делается её оценка.
В статье рассмотрено состояние, состав и структура российской радиоэлектронной промышленности, а также формирование новых тенденций развития, в том числе адаптация отрасли к новым условиям функционирования, сформированным вследствие масштабных санкционных ограничений и ответных действий правительства РФ по донастройке системы поддержки и стимулированию ускоренного импортозамещения. Проведена статистическая реконструкция основных экономических показателей радиоэлектронной промышленности. Рассматриваются актуальные глобальные тренды развития радиоэлектронной промышленности, которые будут оказывать влияние на российскую экономику в среднесрочной перспективе.
В статье показана значимость рынка моторных топлив для транспортного сектора и российской экономики в целом. Определены и проанализированы направления влияния цен на моторное топливо на разные аспекты отечественной экономики: инфляцию, расходы потребителей, экономику нефтяной отрасли, макроэкономические показатели и бюджет. Делается вывод, что введенная в 2019 г. система ценообразования не решает полноценно задачу недопущения ценовых кризисов и при этом имеет ряд негативных воздействий на различные стороны отечественной экономики.
В статье рассмотрено положение российской газовой отрасли, которое существенно изменилось в 2020-х гг. Проанализированы показатели экспорта природного газа. Отмечено снижение доли экспорта в совокупном объеме физических поставок (с 35% до 23% в 2019-2023 гг.) и в общем объеме выручки. Показано, что физические объемы экспорта не восстановятся до показателей 2019 г. по различным сценариям до 2030-2040 гг. Обосновано, что при относительно стабильных внутренних ценах доходы газовой отрасли имеют ограниченный потенциал роста при сильной зависимости от экспортных цен в международных контрактах. Показана высокая неопределенность развития и финансового состояния газовой отрасли. Оценена реализуемость инвестиционной программы, в которую входят Мурманский СПГ, комплекс по переработке газа в посёлке Усть-Луга и другие проекты, и роль газовой отрасли в экономике России в новых условиях.